Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяРуководителюЧто такое асинхронное обучение и в чем его плюсы

Что такое асинхронное обучение и в чем его плюсы

Содержание

Представьте себе школьный класс, ученики сидят за партами, учитель рассказывает материал урока, вызывает к доске, исправляют ошибки, параллельно смотрит как идет работа в тетрадях. Ученики поднимают руку и задают вопросы. Каждый из нас был в такой ситуации и такой формат обучения привычен для большинства. Но образовательный процесс может быть организован и по другому.

Расскажем, что такое синхронное и асинхронное обучение, сравним их между собой. Вы узнаете преимущества и недостатки асинхронного изучения, а также ресурсы, которые помогают его организовать.

Что такое синхронное обучение

Деление основано на синхронизации получения и отправки информации между участниками образовательной деятельности.

синхронное обучение
Синхронное обучение в аудитории

Синхронное обучение - процесс, когда все ученики учатся вместе и взаимодействуют с преподавателем. Например, традиционное получение знаний в школе и вузе. Или учеба онлайн, где есть куратор, есть чаты, проводятся онлайн вебинары и одновременно для всех открываются уроки.

В синхронном обучении происходит одновременное взаимодействие между учеником и учителем. Прием и отправка информации происходит в текущем моменте. Образовательный процесс происходит в режиме реального времени. 

Например:

  • школьники приходят в кабинет на урок русского языка в 8.30; 
  • студенты слушают лекцию профессора в аудитории;
  • сотрудники посещают семинар в аудитории бизнес-центра;
  • урок, который начинается в 9.00 по Zoom и ученики подключаются к этому времени;
  • онлайн вебинар на платформе Getcourse трансляция, которого начинается в 20.00;
  • учеба у эксперта, который ведет уроки в прямом эфире на YouTube.

Все участники обмениваются информацией в режиме реального времени, не важно в онлайн или оффлайн режиме это происходит.

Синхронное обучение имеет различные формы взаимодействия:

  • самостоятельное изучение материалов в аудитории;
  • изучение в группе и обсуждение с другими участниками и преподавателем;
  • обратная связь от преподавателя.

Преподаватель оценивает реакцию обучающихся, анализирует потребности аудитории, отвечает на вопросы, выбирает темп повествования, анализирует вовлеченность участников в процесс и возвращает их в процесс при необходимости.

Что такое асинхронное обучение

Асинхронное обучение - образовательный процесс, в котором ученики обучаются удаленно и в разное время. Им дается доступ к урокам, они сами делают домашнее задание. Оно может быть с обратной связью, когда его проверяют или без проверки.

асинхронное обучение дома
Самостоятельное асинхронное обучение

Например, известное всем заочное отделение в вузах, где большую часть материала студенты изучают самостоятельно, каждый в своем темпе.

Во время асинхронного обучения прием информации и контакт между преподавателем и учеником происходит с задержкой по времени.

Например, когда мы отправляем электронное письмо по почте, мы не знаем когда получатель его прочитает. Если обучаемый посылает выполненное задание через онлайн систему или мессенджер, он также не знает, когда преподаватель получит задание и как он его оценил. Происходит асинхронное обучение. Взаимодействие отсрочено во времени.

Синхронное и асинхронное обучение

При асинхронном обучении происходит самостоятельное изучение материалов.  Профессионалы записывают информацию в аудио, видео и текстовых форматах, а человек изучает материалы в удобное для него время. Например, на скамейке в парке во время обеденного перерыва, в метро по пути домой, вечером перед сном. Оценка успеваемости происходит по окончанию курса. 


Основу асинхронного обучения составляет принцип свободы выбора. Обучаемый может выбрать время, место изучения материала, дисциплины, учебный план и решение о продолжении образования. В отличие от синхронного обучения на нем лежит большая ответственность за собственные знания. Эта форма подходит самостоятельным и организованным людям.

Какой формат более эффективен

Эффективность выбранного формата зависит от целей и задач курса, особенностей обучающихся, содержание дисциплины.

Некоторым нравится изучать материал в собственном темпе. Им проще работать самостоятельно и общаться письменно. Но до финала, при асинхронном формате доходит не так много обучающихся. Важен уровень самоконтроля, навыки самоорганизованности и высокая мотивация.

Асинхронный формат эффективен, когда необходимо:

  • изучить большой объем информации. Можно вернуться к лекции или вебинару, чтобы пересмотреть и разобраться в материале;
  • подготовиться к тестированию, например теоретического экзамена на получение водительского удостоверения, единого государственного экзамена, иностранного сертификата;
  • одномоментно провести инструктаж сотрудников организации.
  • вовлечь в процесс получения знаний интровертированных людей. Тех, кто чувствует себя скованно в группе и не высказывает мнение на публике, кто испытывает трудности в быстрой формулировке мыслей, кто предпочитает письменный формат общения устному и кто обучается на неродном языке.
  • обучить сотрудников, когда каждый изучает регламенты и инструкции в своем темпе;

О том, как написать инструкции для сотрудников, рассказали в статье.

Другим учащимся нужны оффлайн или онлайн встречи, чтобы задать вопрос, уточнить задание, получить оценку деятельности. Таким людям комфортнее при синхронном образовании, им важен контакт и коммуникация с преподавателем, обучающимся и мгновенная обратная связь.

Также эффективен смешанный формат, при котором совмещается и синхронное и асинхронное обучение. Например, при изучении иностранного языка, возможен смешанный формат изучения. При изучении грамматики, прохождении аудирования, выполнении заданий - используется асинхронный формат, а при формировании навыков разговорной речи, когда важна встреча с педагогом и учащимися - синхронный.

Асинхронное обучение может дополнить учебу в режиме реального времени. Например, в корпоративном обучении часть лекций может быть написана от лица владельца компании, а отработка практических навыков происходит под контролем непосредственного руководителя. В университете преподаватель может записать видео лекцию по которой студенты приготовят эссе, а в конце недели обсудить мысли при личной встрече.

Плюсы и минусы синхронного обучения

Преимущества учебы в режиме реального времени:

  • обучающийся более включен в процесс, и стремится разобраться, переспросить;
  • можно легко вступить в разговор с преподавателем, тренером и другими участниками;
  • подходит для организации группового получения знаний;
  • получение мгновенной обратной связи;
  • возможен обмен идеями, мнениями, мозговой штурм в ходе семинара или вебинара;
  • импровизированные беседы и обсуждения;
  • формирование навыка быстрого принятие решений и формулирования мыслей во время семинаров;
  • эмоциональное взаимодействие между участниками группы - возможность поделиться знаниями и мыслями относительно темы; 
  • возможность проявить себя (но, как правило, это экстраверты);
  • можно сразу уточнить содержание материала, задать вопросы и получить ответы;

Недостатки:

  • уровень достигнутых результатов зависит от профессионализма преподавателя;
  • есть расписание и график. Обучающиеся не могут получить доступ к контенту где и когда им нравится;
  • отсутствует гибкость и свобода выбора;
  • недостаток внимания от преподавателя ко всем обучающимся из-за групповой динамики. Например, кто-то не разобрался в сложном материале, но лекция продолжается;
  • не каждый человек в силу психологических особенностей личности может задать вопрос и уточнить;
  • проблема группового мышления, когда люди поддерживают высказанную мысль и не высказывают то, что думают на самом деле. 
  • персонализация сведена к минимуму.

Ресурсы синхронного обучения:

  • оборудованная аудитория;
  • вебинары;
  • прямые эфиры в соцсетях;
  • работа над текстами и презентациями;
  • онлайн-доски;
  • лекция (в том числе и онлайн);
  • презентация (в том числе и онлайн);
  • сетевый онлайн встречи;
  • чаты.

Плюсы и минусы асинхронного обучения

Преимущества самостоятельного изучения:

  • подходит для людей, плохо воспринимающих устные лекции и тех, кому не комфортно заниматься в группе;
  • сосредоточенность на материале, а не на фигуре преподавателя и его точки зрения;
  • удобство распоряжения собственным временем, возможность разбить процесс на несколько частей, совмещение работы и учебы или изучение самых важных моментов;
  • вовлечение в учёбу интровертов;
  • развитие уникального личностного мышления, самостоятельное осмысление изучаемой темы, возможность сформулировать собственную точку зрения. Мышление становится более независимым. 
  • больше времени на подготовку глубокого  продуманного ответа;
  • глубокий анализ информации;
  • гибкий процесс. Есть дедлайн изучения материала и определенные формы контроля (тесты или другие работы). Но асинхронные обучающиеся развиваются в своем собственном темпе и получают доступ к своему курсу в удобное для них время и месте;
  • доступность учебных материалов вне зависимости от часового пояса, географического положения, состояния здоровья и настроения;
  • меньше расходов на обучение персонала: не нужно нанимать тьютора, снимать аудиторию, тратить время на подготовку и проведение курса;
  • большое количество времени на освоение материала. Возможность обдумать, вернуться к материалу, повторить пройденное, переслушать информацию еще раз.
  • большой охват аудитории;
  • универсальность информации - каждый получит одинаковую информацию, нет вариантов, когда лектор может что-то упустить или забыть;
  • подготовка заданий по уровню обучающегося;
  • широкий спектр ресурсов.
обучение самостоятельное
Самостоятельное асинхронное обучение

Недостатки:

  • ограниченность контакта с преподавателем, тренером, инструктором или коучем. Несмотря на то, что доступ к учителю есть, он может быть ограничен. Обучающийся не может задать вопрос мгновенно, а должен дождаться ответа по email или в чате;
  • создание цифровой базы знаний, когда материалы нужно переводить в электронный формат и приспосабливать к самостоятельному изучению;
  • периодическое обновление материалов в базе знаний, чтобы она всегда была актуальна;
  • снижение мотивации. Отсутствие контакта с преподавателем и другими учащимися вызывает чувство одиночества и снижению интереса;
  • низкий уровень дисциплины, так как нет постоянного контроля со стороны преподавателя;
  • возрастание нагрузка на преподавателя (из-за подготовки материалов и организации курса);
  • возможность не завершения курса или его неуспешного завершения из-за низкого самоконтроля и дисциплины. Для асинхронного обучения требуется высокий уровень дисциплины, сосредоточенности, ответственности и контроля;
  • возможные проблемы с интернетом или компьютером при работе онлайн;
  • отсутствие практики. Для вокала, иностранного языка, управления автомобилем, игры на музыкальном инструменте и для много другого практику приходится организовывать отдельно.

Несмотря на многие минусы, асинхронное обучение становится все более востребованным, как со стороны обучающихся, так и преподавателей и инструкторов.

Ресурсы асинхронного обучения:

  • электронная почта;
  • электронные рассылки;
  • курсы;
  • массовые онлайн курсы;
  • тренинги в записи;
  • электронные тесты;
  • база знаний;
  • обучающие платформы;
  • записи вебинаров и лекций
  • форумы и блоги;
  • подкасты;
  • скринкасты;
  • виртуальные игры;
  • приложения;
  • мессенджеры;
  • сетевые хранилища;
  • социальные.

Заключение

Сегодня используются различные форматы обучения: синхронные, асинхронные, совмещенные. Традиционное синхронное образование предполагает обучение в группах по определенному графику.

Во время асинхронного обучения происходит самостоятельное изучение информации без привязки к расписанию. В один день ученик может прочитать часть текста или посмотреть вебинар, а в другой - пройти несколько уроков. Главное все сделать к итоговой аттестации. Асинхронный формат более свободен и развивает организованность, ответственность и способности к самостоятельности, что способствует профессиональному росту.

Асинхронное обучение позволяет раскрыться интровертам, которые излагают свои идеи в письменной форме. А также преодолевает языковые барьеры, так как иностранные студенты могут пересматривать непонятные моменты лекции по несколько раз.

Современное образование предполагает персонализированный подход, чтобы раскрыть возможности и таланты учащегося. Выбирайте формат в зависимости от материалов курса и особенностей обучающихся.

Также читайте: Как бесплатно обучать сотрудников

Ко всем статьям →