Бизнес-процесс
Бизнес-процесс - это не что-то фундаментальное из учебника по экономике. Каждый день мы участвуем в бизнес-процессах глобальных и не очень, хотим мы этого или нет.
Бизнес-процесс — это часто повторяющиеся взаимосвязанные действия, направленные на создание продукта и формирование результата.
Например, когда вы расплачиваетесь банковской картой в магазине – вы участник бизнес-процесса. Печете торт, пусть даже на своей кухне, но на заказ — опять вы участник бизнес-процесса.
Бизнес-процесс vs конвейер
В определении термина бизнес-процесс хорошо понznyf часть про последовательность действий. Но мысль про результат часто упускается из виду А зря.
Когда одну большую задачу разделяют на много небольших — это еще не организация бизнес-процессов. Это конвейерный подход. Он прекрасно работает на производстве, но в офисе люди, взаимоотношения, бумаги, отделы… Более сложная схема взаимодействия.
Давайте разберем пример с продажей автомобиля.
Рекламное объявление привело клиента и в салоне с ним общается менеджер. Человек готов купить автомобиль, бухгалтер оформляет документы и на завод-изготовитель отправляют заявку. Но что-то пошло не так и заявка не дошла, или оформили не на тот автомобиль. Как относиться к этой ситуации?
Каждый сделал свою часть работы, а результат отрицательный. Клиент недоволен, продажи нет.
Применение бизнес-процесса означает, что его участники связаны одной нитью и работают для единой цели. Тут важно не только профессионализм каждого сотрудника, но и согласованность их действий между собой.
Виды бизнес-процессов
Давайте разберемся какие виды бизнес-процессов бывают:
Основные
То, ради чего создавался бизнес и что приносит деньги: оказание услуг, изготовление товаров. Например, для стоматологической клиники основным процессом будет лечение зубов.
Сопутствующие
Тоже создают продукт и приносят прибыль. Но при этом обеспечивают сопутствующую деятельность. Для стоматологической клиники это может быть собственная зуботехническая лаборатория или консультации узких специалистов.
Вспомогательные
Поддерживают основные бизнес-процессы. Например, закупка сырья и оборудования, проведение исследования рынка.
Обеспечивающие
Прибыли не приносят, но без этих процессов невозможно организовать бизнес. Это работа с персоналом, бухгалтерия, юридическое сопровождение
Управляющие
В такому типу процессов относятся стратегический менеджмент, риск-менеджмент, корпоративное управление.
Процессы развития
Улучшают и совершенствуют продукт или услугу. Если рассматривать пример с клиникой, то повышение квалификации врачей, открытие новых направлений, например, услуг гигиениста, будут работать на развитие бизнеса.
Потребитель и менеджер бизнес-процесса
У бизнес-процесса есть внешний и внутренний потребитель. Внутренний потребитель — это сотрудник компании, внешний — человек или компания, не являющиеся частью конкретной организации, но взаимодействующие с ней.
Почему нужно знать потребителя? Он как целевая аудитория для бизнеса, влияет на процесс и задает требования к исполнению.
Возьмем для примера швейную фабрику. Потребителем для этого процесса будут оптовые компании, которые закупают одежду для своих сотрудников или покупают для дальнейшей перепродажи. Это внешние потребители. Им важна цена изделия, качество товара, срок выполнения заказа.
А вот потребителем такого бизнес-процесса как закупка ткани, фурнитуры, оборудования будут уже сотрудники фабрики. Им нужно хорошее сырье, прекрасно работающая техника, своевременное тех обслуживание, надежные поставщики.
Любому бизнес-процессу нужен менеджер. Именно он управляет процессом и отвечает за его результат. При этом есть владелец бизнес-процесса, это, как правило, руководитель, и менеджер процесса. Второй занимается оперативным управлением, а первый может менять порядок выполнения процесса.
Бизнес-процесс – это фундамент получения хороших постоянных результатов. Все действия, которые происходят в компании, от звонка клиенту до поступления денег на счет компании, объединяется в бизнес-процессы. От того, насколько точно вы разбираетесь в процессах своего бизнеса будет зависеть ваши успех и прибыль.
Также читайте: Что такое бизнес-модель и как её создать