Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяМенеджментКак принимать управленческие решения

Как принимать управленческие решения

Содержание

Поговорим о том, как от решений, которые принимает руководитель зависит успех всего бизнеса.

Управленческие решения могут двигать компанию вверх, а могут привести к ее краху. За всем, что происходит в компании лежат какие-то принятые управленческие решения. Эффективность или неэффективность решения может сказаться спустя годы. Например, владелец компании 5 лет назад нанял сотрудника, который, несмотря на отличное резюме и деловые качества, почему-то не вызывал у него доверие, но регалии взяли свое, и владелец доверил сотруднику большое направление деятельности. И он его действительно развил.

Но спустя годы, развитие области остановилось, сотрудник остаётся в зоне комфорта и блокирует любое движение, кроме того, как оказалось, он замкнул на себя все процессы и знания. Теперь владельцу компании не так просто с ним расстаться. Это значит только одно - в свое время было принято неправильное управленческое решение.

Бывают такие решения из серии “хорошо сейчас, плохо потом”, которые спустя годы оказываются очень неэффективными. Однако не так легко понять, какие решения принесут пользу компании, а какие усугубят её положение.

Как принимать управленческие решения

Существует три критерия, по которым можно измерить эффективность решения.

1. Стратегия. Приносит ли это решение стратегическую прибыль, а не сиюминутную выгоду. Например, сократив количество сотрудников в отделе продаж, руководитель сэкономит на продажах, но на оставшихся сотрудников увеличится нагрузка, и они просто не будут успевать качественно обрабатывать заказы.  

Другой пример: клиент пожаловался на брак, но ему отказали в замене товара, но завтра этот клиент отказывается от услуг нашей компании и пишет негативные отзывы в интернете. И компания опять теряет клиентов.

2. Мотивация. Задайте себе вопрос: “То, решение, которое я принимаю, увеличивает желание сотрудников работать в компании?” Если ответ положительный и мотивация сотрудников растет, а их глаза горят, то решение принято правильно.

3. Авторитет.  Проанализируйте, вырастет или упадет авторитет владельца компании вследствие принятого решения.

4. Решение проблем. Правильное решение решает несколько проблем. Не правильное решение - создает проблемы. Например, вы взяли на работу племянника вашего партнера. Вы улучшили отношения с человеком, которому оказал услугу, но теперь в компании работает бездельник.

Другой пример: вы решили внедрить автоматизированную систему обучения сотрудников. Тем самым вы снимаете эту задачу с руководителей, создаете унифицированную систему знаний, решаете проблему “хранителей знаний” - сотрудников, которые используют свой опыт и знания в своих целях и даже манипулируют этим. 

Принимая решение, оценивайте его по всем этим критериям. Если оно не проигрывает ни по одному из них, значит, его можно смело принимать.

Программируемые и непрограммируемые решения.

Программируемые управленческие решения - те, которые принимаются в стандартных, постоянно возникающих ситуациях. Например, когда клиент делает крупную покупку - ему предоставляется скидка или период испытательного срока для определенного типа сотрудников. Такого рода программируемые решения руководителю нужно делегировать.

Непрограммируемые управленческие решения - те, которые нужно принимать в нестандартных условиях. Особенное внимание нужно уделить тем, которые связаны с решением повторяющихся проблем. Например, на должности программистов постоянная текучка кадров. Очевидно, что есть проблема и нужно принимать решение не о поиске нового сотрудника, а искать решение.

Для того чтобы принимать такого рода решения, создается рабочая группа. Она включает в себя владельца компании или руководителя, наделенного полномочиями для принятия оканчательного решения на этом совещании. В рабочую группу должны быть включены сотрудники, кого это решение касается. Если эта ситуация касается мотивации менеджерам по продажам, то должен быть хотя бы один менеджер, если программистов, то хотя бы один программист, если директоров филиалов, то хотя бы один директор филиала.

Также должны присутствовать те, кому выполнять это решение и эксперты, которые смогут сделать это решение эффективным: консультанты, технологи, опытные сотрудники, специалисты по теме. Это могут быть внешние специалисты - те, кто не работает в компании. “Проблема не может быть решена, если не изменить способ мышления, при котором она была порождена”. Поэтому пригласите человека, который обладает экспертным мнением в этом вопросе и будет мыслить по другому.

Такой подход позволяет создать рабочую группу из экспертов и людей, представляющих интересы своей группы. Иначе, принять решение, которое будет мотивировать команду у руководителя не получится. 

Когда участники совещания собраны, руководитель рассказывает в чем заключается проблема и даёт возможность каждому высказать свое мнение. Участники группы просто высказываются без обсуждения мнений и без полемики. Выслушав все стороны, итоговое решение принимает руководитель. Если решения не удаётся найти во время встречи, то принятие решения откладывается и приглашаются дополнительные эксперты. Не торопитесь принимать решение, лучше взять паузу.

Принятие управленческих решений - это то, чему руководителю стоит постоянно учиться и совершенствоваться. Повышая эффективность навыка принятия решений, повышается эффективность всей компании.

Ко всем статьям →