Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяИнструменты управленияЧто такое управленческий баланс и как его рассчитать

Что такое управленческий баланс и как его рассчитать

20 Янв 2022

Содержание

Составлением баланса часто начинают заниматься тогда, когда собственник чувствует, что что-то идет не так. Когда прибыль явно не соотносится с остатками денег на расчетных счетах. Если не составлять управленческий баланс, часть денег может легко уйти из поля зрения.

Поговорим, что такое баланс, что это за бухгалтерский отчет, как он собирается, какими принципами руководствуется и почему он является самым главным финансовым отчетом для предпринимателя.

Что такое управленческий баланс

Баланс — это финансовый отчет, который показывает информацию, о состоянии бизнеса относительно активов, собственного капитала, того кому и сколько он должен. 

Существуют главные финансовые отчеты, которые должны лежать на столе руководителя пятого числа каждого месяца. Это отчет о движении денежных средств  (ДДС), отчет о прибылях и убытках и управленческий баланс. Каждый отчет несет 

полезную и важную информацию для руководителя о состоянии предприятия.

Баланс можно было бы переименовать в отчёт о богатстве или банкротстве компании. Он показывает приносит ли бизнес прибыль или работает в убыток. Также он контролирует правильность отчета о движении денежных средств и отчета о доходах и расходах.

Представьте себе человека, который решил сбросить вес. Для контроля показателей и понимании куда он движется, он использует весы. Весы показывают реальные цифры. Баланс — это своеобразные весы компании.

Если говорить про малый и средний бизнес, то большинство предпринимателей ведут отчет о движении денежных средства, умеют с ним работать, контролируют поступления и оплаты. Другие также ведут PnL отчет о прибылях и убытках и правильно считают финансовый результат. Но, большинство предпринимателей не считают баланс. Потому что не понимают как им правильно пользоваться и не хотят портить отношения с бухгалтерией.

Зачем нужен отчет баланс

Сколько денег работает в бизнесе? Часто предприниматели не знают ответ на этот вопрос и не знают, как это посчитать.

Однако, почти каждый из нас в той или иной степени может назвать цифру, отражающую личные денежные активы. Каждый знает про наличие у себя квартиры, машины, сбережений в банке, долгов, коммерческой недвижимости. Но почему то предприниматели не знают сколько личных денег работает в их фирме.

Собственник должен смотреть на предприятие не только как дело и цель всей жизни, но как финансовый инструмент, приносящий деньги.

В этом случае собственник выполняет две роли:

  • руководитель, который отвечает за прибыль и эффективность бизнеса;
  • владелец, которого интересует рентабельность собственного капитала — то насколько эффективно работают его деньги в бизнесе.

Например, если взять деньги и положить их на сберегательный счет, они будут приносить процент. В конце года человек получит от 6 до 7% в зависимости от условий банка.

Если вложить деньги в бизнес, он также принесет деньги. Вначале года вложили 1 миллион рублей, а забрали 1 400 000. Рентабельность капитала:

ROE= чистая прибыль / собственный капитал * 100%

ROE = 400 000 / 1 000 000 * 100% = 40%

Цифру чистой прибыли берут из отчета о прибылях и убытках, а капитал — из управленческого баланса.

С точки зрения финансов, богатство — это не сколько вы зарабатываете, а сколько месяцев вы проживете, если перестанете работать. Данное утверждение справедливо и по отношению к бизнесу. А сколько проживет ваше дело, если сегодня оно перестанет приносить доход? Разделите сумму накоплений на сумму ежемесячных расходов и вы получите желаемый ответ.

Структура финансового баланса

Управленческий баланс не имеет регламентированной формы. Рассмотрим из чего он состоит. 

Активы

Активы — вся информация о имуществе, которое принадлежит организации. Их разделяют по принципу ликвидности.

Ликвидность, то насколько быстр актив может превратиться в деньги. 

Ликвидные: деньги, долги покупателей, которые будут оплачены в ближайшее время, Товары на складах, которые будут реализованы.

Неликвидные: задолженности, оборудование, здания.

Также активы можно разделить на:

Внеоборотные (основные средства) — здания, оборудования, транспорт, оргтехника, мебель. то что служит больше года и помогает функционировать предприятию.

Нематериальные активы — товарный знак, патенты, ноу-хау, сайт

Оборотные — то, что участвует в операционном цикле оказания услуги или продажи товара: деньги, запасы, дебиторская задолженность.

  • запасы: товары на складе, товары в пути, сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция.
  • дебиторская задолженность: клиенты должны фирме за услуги, поставщики должны по выплаченным авансам (поставщикам заплачено вперед, но они еще не прислали материалы).

Пассивы

Все активы компании кому-то принадлежат: либо фирме и тогда организация развивается на собственные деньги, либо кредиторам, тогда — на чужие.

Например, рабочий автомобиль за 2 миллиона рублей приобретен в кредит. Автомобиль — актив компании, но 2 миллиона — пассив, который надо отдать.

Обязательства

Это источник финансирования активов. Если обязательств слишком много, значит фирма ведет рискованную политику управления: накапливает долги по зарплате, набирает много кредитов, затягивает оплаты поставщикам.

Их разделяют по степени срочности:

Долгосрочные: кредиты и займы более одного года.

Краткосрочные:

  • кредиты и займы менее одного года, 
  • операционная кредиторская задолженность (долг фирмы перед поставщиками по оказанным услугам или отгруженному товару и долг компании поставщикам по полученным авансам).

Например, фирма по изготовлению дверей на заказ брала аванс у клиентов в сумму 50000. И предприниматель думал, что это клиент должен был ему еще 50000, но при этом в отчетности не учитывал, что сам должен был клиенту готовое изделие.

Важно, чтобы ликвидных активов было больше, чем срочных обязательств. Это те свободные денежные средства, которые компания может направить на новые перспективные проекты, расширение деятельности и решение внештатных ситуаций.

Собственный капитал

Те средства, которые владелец вложил в компанию. Он изменяется каждый день. 

Как посчитать деньги, которые принадлежат фирме?

Собственный капитал = активы — обязательства.

Это та сумма, которая получится, если рассчитаться по всем долгам, распродать все оборудование и помещения. Полученная сумма — это те деньги, которые работают в бизнесе.

Заключение

Баланс показывает реальную финансовую ситуацию организации. Процесс составления баланса позволяет обнаружить нестыковки. Отслеживание баланса в динамике помогает руководителю понять становится компания богаче или беднее. Без регулярного контроля со стороны владельца, накопления могут тратиться за счет накопления долга. Важно отслеживать как быстро и куда они расходуются.

Также читайте: Управление финансами компании: отчёты и показатели

Ко всем статьям →