Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяИнструменты управленияУправление финансами компании: отчёты и показатели

Управление финансами компании: отчёты и показатели

18 Окт 2021

Содержание

Для большинства предпринимателей финансы - скучная и непонятная тема. Однако, предпринимателю мало разбираться в области менеджмента, продаж и маркетинга. Также необходимо разбираться в области управления финансового учёта.

Многие предприниматели абстрагируются от темы финансов и считают, что этой сферой должна заниматься бухгалтерия. В статье расскажем, как предпринимателю освоить навыки финансового планирования и с чего начать.

С чего начать управление финансами компании?

Самое главное — это взять деньги компании под контроль. Деньги — это самый ликвидный вид ресурса в компании, но часто люди не умеют с ними обращаться. Иногда ментальные установки с личных финансов перекладываются на сферу бизнеса. Если в личных финансах бардак, то и в финансах бизнеса тоже бардак. 

В идеале вести отчёт о движении денег и контролировать финансовый результат бизнеса нужно с первого дня. Однако, предпринимательство и управление — это в  первую очередь про фокус. Когда компания только появляется, финансовый учёт с точки зрения фокуса владельца — это не первый приоритет. Сначала компания работает над продуктом и тем, чтобы рынок его принял. Потом команда работает над продажами. И вот, когда компания начинает набирать обороты и расти, когда появляются первые проблемы с выплатой сотрудникам или поставщикам, когда появляются кассовые разрывы, тогда остро возникает потребность в управлении финансами.

Для того, чтобы начать управлять деньгами компании, нужно следить за тремя основными отчетами:

  1. Отчёт о движении денежных средств — это отчёт, где видно, сколько денег на начало месяца, откуда они поступили, по каким статьям они были потрачены и сколько денег осталось на конец месяца. Благодаря ему становится понятно, хватило ли средств, чтобы достичь поставленной цели. Когда владелец анализирует этот отчёт, у него появляется возможность сравнивать разные статьи расходов по месяцам. Например, оценить расходы на рекламу по месяцам. На основании этих данных можно будет принимать управленческие решения. 
  1. Отчёт о прибылях и убытках. Или отчёт о финансовых результатах в pnl. Этот отчёт показывает, сколько зарабатывает компания. Многие предприниматели думают, что прибыль — это разница между тем, что пришло и ушло. Но это заблуждение, так как компания может быть прибыльная, но денег не хватает, и возникает кассовой разрыв. Или денег полный сейф, но у компании убытки, и она использует чужие деньги: от клиентов или поставщиков. Чтобы избежать такого разрыва, нужно считать доходы и расходы в отчёте о прибылях и убытках. 

Надо понимать, что прибыль — это все полученные деньги клиентов и все выполненные обязательства перед ними, которые могут быть растянуты во времени. Например, строительная компания строит дом и получила 100% предоплату. Таким образом, в кассе появляются деньги, но доходом эта сумма станет через 5 месяцев, когда заказчику сдадут дом.

  1. Управленческий баланс. Часто его путают с бухгалтерским балансом. Бухгалтерский отчёт составляется для налоговой, и в нём показаны все официальные приходы и расходы. Однако руководителю нужно иметь перед глазами реальную картину происходящего в его компании. Благодаря этому отчёту владелец может узнать, что происходит в конкретный момент в его компании: деньги, станки, оборудование, фуры, запасы, дебиторская задолженность и так далее. Взглянув в этот отчёт, владелец поймет реальное положение своих дел. 

Также этот отчёт покажет сумму собственного капитала. Бывает, что компания развивается на свои и на чужие деньги. И хорошо бы знать, сколько приносят компании свои и сколько чужие.

В составлении всех этих отчётов предпринимателям помогают специальные сервисы, которые собирают, анализируют и представляют обработанные данные в удобном формате. В Platrum есть инструмент, который помогает вести финансовый и управленческий учет, контролировать доходы, расходы и перемещения денежных средств в компании, а также и строить детальные отчеты, в которых прозрачно и наглядно видны данные о движении средств.

Основные показатели управления финансами

Если деньги не контролировать, то компания всегда будет стараться потратить больше, чем она зарабатывает. Поэтому функция руководителя — контролировать основные финансовые показатели компании.

  1. Чистая прибыль компании. Всегда знайте, сколько компания зарабатывает. Важно отслеживать в динамике выручку и прибыль. Может быть такое, что выручка выросла, а прибыль не изменилась или уменьшилась. Это повод задуматься над процессами в компании, над тем, что слишком быстро растут расходы компании. Руководитель должен контролировать, чтобы поступлений было больше, чем оплат. 
  1. Рентабельность собственного капитала (ROE) — показатель для сравнения рентабельности предприятий различных отраслей. У владельца компании есть 2 уровня мышления. Первый — операционный, когда он думает о прибыли. Второй — стратегический: его начинает волновать, насколько эффективно его собственный капитал работает в бизнесе. Когда деньги лежат в бизнесе, встаёт вопрос: сколько процентов годовых владелец получит от бизнеса. Бывает, что компания неэффективно использует деньги самого владельца. Поэтому здесь идет речь либо о повышении эффективности, либо о переводе своих денег в другой финансовый инструмент.

ROE = чистая прибыль/сумму собственного капитала.

  1. Выполнение годовых планов по выручке и прибыли. Часто предприниматели не ставят финансовые цели. Часто цель компании — увеличить количество клиентов, продаж, сотрудников. Начать планирование финансов можно с анализа рынка и анализа прошлых результатов: какие товары продавали, с каким средним чеком. А также представить, какую цель хотелось бы достичь в будущем. На стыке прошлого и будущего появится ориентир, который можно внести в план. Подробно про планирование финансов компании рассказали в нашем блоге.

Когда финансовый результат по выручке и по прибыли запланирован, важно отслеживать его динамику каждый месяц. Не так страшно, если итоговая цель не будет достигнута, так как ошибаясь и имея исторические данные, постепенно можно добиться точности планирования. 

  1. Выручка и прибыль на сотрудника. Показатель, который помогает оценить эффективность работы сотрудников и команды. Когда компания нанимает сотрудника, предполагается, что он будет вкладом в компанию, а выручка и прибыль будут расти. Если показатель растёт с увеличением количества людей, это хорошо, если падает, то есть риск, что компания начнёт превращаться в кружок по интересам, и нужно искать этому причину.

Уровни финансового мышления

По мере развития владельца бизнеса, его подход к управлению финансами постепенно меняется:

1. Уровень денежного потока. Такое мышление характерно для начинающих предпринимателей.

2. Чистая прибыль. Когда обороты растут, а прибыль нет, то мышление фокусируется на том, сколько компания зарабатывает.

3. Мышление рентабельности собственного капитала. На этом уровне владелец смотрит на свой бизнес с точки зрения стратегического, а не операционного управления. Происходит оценка эффективности работы собственного капитала. И это говорит о финансовой грамотности руководителя.

Начните управлять финансами самостоятельно, поставьте финансовые цели и вы приятно удивитесь результатам своего бизнеса!

Ко всем статьям →