Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяОрганизация бизнесаБизнес планирование

Бизнес планирование

09 Июн 2021

Содержание

Для того, чтобы планирование вообще стало возможным, вам необходимо сформулировать цель или миссию вашей компании, так как именно она ляжет в основу общего плана, по которому развивается ваш бизнес.

Если нет единой движущей идеи, то работа отделов внутри компании будет напоминать хаос, так как не будет единого направления. Для формирование стратегической цели компании необходимо бизнес-планирование.

Если у вашего бизнеса нет глобальной цели, сформулируйте ее. Найдите то, что вас увлечет. Почитайте про миссии успешных компаний, пусть их опыт вдохновит вас. 

Просто сформулированная миссия не принесет вам никакой пользы. Обязательно продвигайте ее руководителям и сотрудникам компании. Одним из инструментов для продвижения главной идеи являются собрания всей команды. На них вы рассказываете о целях вашей компании, о последующих шагах и о задачах, которые нужно решать. Подобные встречи очень мотивируют всю команду.

Чтобы люди были вдохновлены работой в компании, они должны понимать, какова главная идея. Это объединяет планы команд разных уровней. Не важно какого масштаба у вас бизнес — сотрудники всех уровней должны четко знать, какой дорогой и куда они идут.

А теперь спросите руководителей о том, как они видят цель развития компании. Возможно, что вы обнаружите основную причину проблем с планированием и реализацией планов компании.

Виды бизнес планирования

Оперативный уровень планирования 

Представляет собой реалистичный и исполняемый список задач, который есть у каждого сотрудника в компании. С таким списком продуктивность и результативность ваших сотрудников значительно увеличивается. Этот тип бизнес планирования охватывает текущий период времени: план на день, неделю или месяц.

Часто под планом подразумевают достижение какой либо цели. Например, план  продать товар на 100 тыс. руб. Но план — это не цель, а последовательность задач, то есть конкретные действия. Например, что нужно делать или кому конкретно звонить. На каждую задачу должен быть указан конкретный результат. Так, результатом звонка может быть договоренность о встрече или заключение сделки.

Для того, чтобы планирование было эффективным, мы создали планировщик задач в Platrum. В сервисе невероятно удобно создавать и отслеживать планы руководителей и сотрудников. 

В программе можно прописывать задачи, назначать исполнителей, устанавливать сроки. После того, как план утвержден руководителем, его нельзя поменять.

Также мы предусмотрели механику для отслеживания результата. После выполнения задачи сотрудник указывает, что было сделано. Например, «договорились о презентации на 20.12.2020» или «привлекли трех новых клиентов». Если задача не выполнена, указывается причина. Обязательно протестируйте этот инструмент!

Сотрудником, у которого есть план, управлять гораздо проще. Во-первых, он руководствуется планом самостоятельно, а во-вторых руководителю не нужно давать отдельные задачи и распоряжения, ему становится проще контролировать свою команду.

Итак, у сотрудника должен быть план со списком конкретных задач и результатами. Как только мы этого добиваемся, эффективность труда значительно возрастает, а нагрузка на руководителя снижается.

Тактический уровень планирования 

Охватывает долгосрочный период и создается для решения текущих задач компании в обозримой перспективе. Например, в рамках тактического планирования составляется финансовый, маркетинговый план, кадровое планирование и так далее.

Тактическое планирование подразумевает перераспределение основной нагрузки по принятию управленческих решений на руководителей.

Одна из базовых задач тактического планирования — обеспечить достижение стратегических целей. Именно здесь выстраиваются задачи исходя из текущей ситуации вашего бизнеса. За счет этого становится возможным достижение глобальных целей.

Наличие тактического плана позволяет систематизировать все происходящие в компании процессы.

Стратегический уровень планирования 

Это то, что меняет компанию кардинально. Например, у вас был один филиал и вы планируете открыть второй. Это планирование выходит за рамки обычной деятельности, заставляет менять вашу бизнес-модель и действовать по-другому. Он не обязательно долгосрочный, бывает так, что стратегический план закрывается в течении полугода.

Занимается стратегическим планированием владелец компании, потому что никто, кроме него, это не сделает. На это придется выделять время.

Этапы стратегического планирования

1. Определение или пересмотр целей и замыслов.

Это миссия вашей компании, то, для чего она существует, и то, что отличает ее от других компаний.

2. Поиск ключевой проблемы.

Поиск мест в бизнес-процессах, которые не позволяют реализовывать цели. Опишите процессы в вашей компании, поймите пропускную способность каждого этапа. Затем найдите то узкое место, которое влияет на результат.

Когда проблема найдена, можно прибегнуть к методу мозгового штурма. Он поможет найти идеи, как справиться с препятствиями. Результатом этого этапа становится формулировка того, что надо изменить и как справиться с найденными проблемами. 

3. Составление стратегического плана.

После поиска проблем и понимания, как их решить, приходит время писать планы. После того, как был сформулирован замысел плана, его техническим описанием занимаются топ-менеджеры.

План представляет собой общее описание планируемой деятельности. Он должен предусматривать финансирование и иметь количественные показатели.

Проверкой и одобрением плана занимается владелец компании.

4. Написание программы или проекта.

Когда план написан и одобрен, приходит время создавать программы.

Программа — это последовательность задач с исполнителями и сроками выполнения.

Это позволяет превратить план в последовательность конкретных и относительно коротких действий.

Руководитель подразделения составляет программу и отвечает за ее исполнение, осуществляет контроль. Программы становятся связующим звеном между стратегическими идеями и ежедневной деятельностью сотрудников.

Программы проверяются и одобряются владельцем компании. Так можно понять, действительно ли руководители отделов знают, что следует делать.

5. Контроль.

Стратегия будет реализована только в том случае, если выполняются поставленные задачи.

Если нет постоянного контроля со стороны руководителей, в первую очередь страдают задачи и не выполняются планы. Для контролирования выполнения задач необходимо проводить совещания. В них должны участвовать руководитель и все, кто задействован в выполнении задач.

В процессе выполнения задач можно понять, что программа или даже план не учли что-то важное. Тогда необходимо вернуться к соответствующему этапу в плане и исправить программу. Но если руководитель не контролирует процесс, то исполнение остановится. Сотрудники не могут пересмотреть программу, для этого нужны руководители.

Постоянный контроль исполнения задач гарантирует воплощение идей в жизнь.

Итог: каждый стратегический план требует составления программ. Каждая задача программы является шагом к выполнению всей программы. Выполнение всех программ приводит к выполнению плана.

Ошибки в стратегическом планировании

Отсутствие миссии или цели означает, что компания не будет развиваться. Потому основателю компании нужно вдохновить сотрудников идеей развития. Тогда они захотят выполнять стратегические задачи, даже несмотря на дополнительную нагрузку.

Слишком редкая ревизия плана. Следует подвергать свой план ревизии минимум один раз в полгода. А если ситуация на рынке меняется, лучше это сделать до глобальных изменений в экономике. 

Перескакивание. Нельзя пропускать шаги, которые идут до составления программ. Программы и задачи превращаются в набор действий, которые не приносят результата. Это хуже, чем вообще ничего не делать. Ведь это отвлекает сотрудников от оперативной деятельности, а стратегического улучшения не приносит.

Отсутствие контроля. Если нет контроля над стратегическими задачами, приоритет всегда будет отдавать оперативным и тактическим задачам. Контролировать выполнение задач поможет Platrum или другой сервис управления задачами.

Планирование — это невероятно эффективный инструмент управления и роста бизнеса. Но без вдохновляющей идеи оно превратится в механическую работу. Потому найдите вдохновляющую цель, зарядите ей свою команду и достигайте результата благодаря спланированным шагам.

Ко всем статьям →