Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяМенеджментЧто такое стратегическое планирование

Что такое стратегическое планирование

Содержание

Рассказываем, что такое стратегическое планирование и разбираем каждый этап на пути к реализации стратегии.

Если стратегия - это общая идея, некий общий план о том, куда будет направлена деятельность компании в будущем, то стратегический план - это разработка конкретных шагов, выполнение которых приведет к реализации стратегии. Стратегическое планирование имеет конкретные этапы.

Этапы стратегического планирования

1. Уточнение цели компании

С момента, когда цели и замыслы были сформулированы, прошел целый год. В течение года вы не раз рассказывали о целях своим сотрудникам, и формулировка со временем становилась более ясной, появлялось более глубокое понимание целей. Внесите необходимые изменения и заново расскажите о цели. На общем собрании расскажите об изменениях и поясните, с чем они связаны. Со временем формулировку не придется менять, она будет доведена до идеала.

2. Обнаружение главной проблемы

Посмотрите на деятельность бизнеса со стороны. Соберите данные об изменении показателей за прошедший год. Проанализируйте, изменился ли рынок и запросы клиентов, проведите анализ конкурентов, какие задачи были воплощены компанией за этот год. В результате нужно увидеть препятствия, которые мешают компании развиваться. Определите, какая проблема является приоритетной, и потом начните работать в этом направлении.

Например, кофейню с вкусной выпечкой, хорошим кофе и приятным обслуживанием посещает большое количество клиентов. Но она располагается в здании бизнес-центра, который не работает в выходные дни и теряет в выручке, так как выходные - это самое прибыльное время. В кофейне может быть проблема с кухней или официантами, но их самая главная проблема - это место, где они располагаются. И  стратегическое планирование должно быть направлено на решение этой проблемы. В противном случае все усилия будут напрасны и не принесут желаемого прорыва.

Хорошей практикой обнаружения такой самой главной проблемы является вопрос «почему так происходит?». Не говорите себе, что есть много разных причин. Ищите одну самую большую проблему, решив которую ваш бизнес выйдет на новый уровень. Когда вы ее обнаружите, не отвлекайтесь на другие проблемы. Не решайте вопросы с персоналом, продажами или качеством обслуживания. Если не сконцентрироваться на главном, развития просто не произойдет.

На этом этапе владелец компании играет ведущую роль. Именно он определяет основное препятствие и затем подключает к работе команду. От того, насколько точно была обнаружена проблема, зависит эффективность всей стратегии.

Результатом этого шага станет точная формулировка основной проблемы, с которой необходимо справиться. Потом нужно будет контролировать, чтобы все планы были направлены на ее решение.

3. Формулировка замыслов

Замысел отражает основную идею плана. Например, взять кредит на покупку помещения, найти руководителя по продажам и т.д. На этом этапе следует собрать руководителей и устроить мозговой штурм.

4. Написание стратегических планов

Далее топ-менеджеры пишут стратегические планы. Дайте им на это 3-4 часа. Стратегический план представляет собой обобщенное свободное описание действий, которые надо предпринять для реализации стратегии. Охватывает финансовую сторону воплощения плана, кто будет помогать в его реализации, необходимые задачи, ответ на вопрос: как преодолеть основное препятствие и каков должен быть результат.

Также в описание плана входит перечисление программ и формулировка цели. У плана должна быть конкретная цель с конкретным сроком ее реализации. Отметим, что эта цель, описанная в стратегическом плане, и основная цель компании - это разные вещи, главное их не путать.

Примерное описание плана может быть таким:

Стратегическое планирование по смене местоположения.

Кофейня теряет прибыль из-за расположения в бизнес-центре, который не работает по выходным. Из-за этого мы теряем самые прибыльные дни. Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо переехать в другое место. Для этого необходимо собрать информацию об аренде или покупке возможных помещений, рассчитать затраты на аренду или покупку помещения, включая все расходы, связанные со сменой локации, и заработную плату. Получить одобрение на кредит у банков. Понять, какой дополнительный персонал потребуется, и уведомить сотрудников об изменениях в рабочем графике. Отдел маркетинга должен создать стратегию по продвижению кофейни на новом месте.

Чтобы реализовать этот план, необходимо составить программы:

  1. Финансовая программа. Ответственный: финансовый директор.
  2. Программа по найму персонала. Ответственный: руководитель по персоналу.
  3. Программа по продвижению. Ответственный: главный маркетолог.

План должен быть реализован к 1 сентября текущего года. К этому моменту кофейня должна работать на новой локации. После реализации плана работа кофейни станет более эффективной.

Когда план написан, владелец его проверяет и понимает, могут ли его директора его реализовать. Если он невыполним на бумаге, то в жизни тем более. Поэтому следует добиться создания выполнимого плана. 

В случае, когда владелец руководит подразделениями, план он пишет самостоятельно. И скорее всего, главным препятствием в развитии будет отсутствие руководителей. Поэтому придется сосредоточиться на решении этой проблемы.

5. Составление программ по одобренным планам

Следующий шаг - определить ответственных за программы. Программа - это список задач со сроками и ответственными за их выполнение. 

Чтобы написать программы, организуйте для этого рабочие группы. Например, в группу для программы по продажам включите лучшего менеджера по продажам и руководителя отдела продаж. Перед написанием программ нужно рассказать о стратегических планах, ответить на вопросы, рассказать о цели каждой программы и как они связаны. После того, как программа написана, идет презентация и проверка. Владелец должен оценить, решают ли программы проблему, обнаруженную на втором этапе. Выполнение программ ведет к неизбежному воплощению стратегического плана.

6. Контроль за исполнением программ

Выполнение программ необходимо контролировать. Вы поймете, что стратегия неидеальна, некоторые задачи невозможно реализовать, а какие-то моменты забыли учесть. И это нормально. Получая регулярные отчеты о выполнении задач, вы увидите, где в планировании допущены ошибки, и сможете это исправить. А если контроля нет, то программы и план никто не выполняет. Тогда бизнес не развивается, а идея стратегического планирования теряет свою ценность.

Стратегическое планирование помогает бизнесу быстро расти и набирать обороты.

Также читайте: стратегическое управление

Ко всем статьям →