Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяHR-директоруКак знание теории поколений помогает управлять бизнесом

Как знание теории поколений помогает управлять бизнесом

07 Июн 2022

Содержание

Если при слове «бумер» ты думаешь про мем, ты - зуммер. Если про жвачку, ты - миллениал. Если про тачку, ты - бумер. Если ты ничего не понял — Окей, бумер: сейчас всё объясним.

Это мы про теорию поколений. В этой статье простыми словами рассказываем, что это такое и какую пользу бизнесу может принести это знание.

Что такое теория поколений

Теория поколений — это система повторяющихся временных циклов, определяющая поведение поколений, живущих в каждом из них. Согласно этой теории люди из каждого поколения обладают общим набором качеств и поведенческих паттернов.

Теорию придумали американские историки Ульям Штраус и Нил Хау в 90-х годах прошлого века. Для этого они изучили историю Америки с 1433 года и разбили ее на периоды продолжительностью 20-30 лет. За такое время одно социальное поколение успевает сменить другое.

В своей теории поколений Штраус и Хау выделили четыре цикла, которые поочередно сменяют друг друга: подъем, пробуждение, спад и кризис. А каждое поколение получает свое название. Если ещё лет 10 назад все вокруг говорили про миллениалов, то сейчас все активнее обсуждают зуммеров.

Годы рожденияВозраст в 2022 году
Молчаливое поколение1928-1945От 77 до 94 лет
Беби-бумеры1946-1964От 58 до 76 лет
Поколение «X»1965-1980От 42 до 57 лет
Миллениалы1981-1996От 26 до 41 года
Центениалы / зуммеры1997-2012От 10 до 25 лет
Поколение «Альфа»2013 - настоящее времяОт 9 лет и младше

В соответствии с делением на циклы, сейчас мы живем в период «Кризис». Общество сталкивается с многочисленными вызовами: пандемия, финансовый кризис, экологические катастрофы. Дети, которые выросли в этот период — зуммеры или центениалы — остро чувствуют посягательства на свою безопасность и готовы не только сплотиться ради её сохранения, но и передать власть политическим или общественным системам для усиления контроля.

Как использовать теорию поколений в бизнесе

Более всего теория поколений получила свое распространение и применение в нескольких областях: в менеджменте, маркетинге и работе с персоналом. Наиболее продуктивно она применяется в сфере HR. С её помощью можно понять, как взаимодействовать с сотрудниками разных возрастов, какие задачи им ставить и чем мотивировать.

Беби-бумеры

Бумеры рождались как раз после Второй мировой войны с 1946-1964. Это событие, а также полет человека в космос, освоение целины, холодная война сильно повлияли на их ценности. Нужно было создать новый мировой порядок, и бумеры активно включились в эту стройку. Идеальный карьерный путь для них: постепенный рост до высокой должности крупной корпорации. Профессия должна быть одна и на всю жизнь. 

Отличительные черты:

  • высокая стрессоустойчивость;
  • способность выдерживать высочайшие нагрузки;
  • возможность работы в условиях неопределенности;
  • консервативность из-за большого опыта резких критических изменений;
  • медленная адаптация к новому. 

При этом ошибочно воспринимать их, как отстающих в плане технологий. Это поколение инженеров, которые прекрасно понимают, как работают любые системы. Вот только им скорее понадобится бумажная инструкция, к которой можно обратиться. Кстати, лидеры большинства государств — бумеры. Так что фактически мы живем по их правилам.

Поколение «X»

Дети беби-бумеров, рожденные с 1965 по1980 годы. Их отцы и матери невероятные трудоголики, которые все свои силы и энергию отдавали работе. Семилетки часто оставались в квартире одни, пока их родители днями и ночами пропадали на работе. 

Это поколения настоящих «выживальщиков», которые просчитывают все шаги наперед и привычны к новым обязанностям. Чтобы выжить в 90-е они меняли сферы деятельности и работы, брались за все, что приносило деньги. По сути это поколение реализовало ту самую теорию пиковой карьеры, о которой сейчас модно говорить. 

Отличительные черты:

  • самостоятельность;
  • отсутствие страха перед новым;
  • умение полагаться только на себя. 

Парадокс, но беби-бумеры и Поколение «X» гораздо лучше разбираются в технологиях, чем следующие поколения. И те и другие могут не знать, как устроена та или иная кнопка, но могут понять, как работает система в целом, чего нельзя сказать о миллениалах и зуммерах. 

Миллениалы

Рожденные с 1981 по 1996 застали мировой финансовый кризис, рост безработицы, появление соцсетей. Они росли с установкой, что нужно во что бы то ни стало добиться успеха, поэтому в свою работу вкладывают максимум ресурсов. Миллениалы не очень самостоятельные. Видимо, поколение «X» старалось компенсировать нехватку родительского внимания, что создало своим детям тепличные условия. 

Они не так общительны, как предыдущие поколения, и человеку скорее предпочтут чат-бота. В то же время они всегда могут предложить оригинальные решения и не боятся браться за новые профессии. С другой стороны, они плохо видят будущее своей карьеры и часто не соблюдают баланс между работой и личной жизнью.

Отличительные черты:

  • стремятся сделать мир лучше;
  • постоянно учатся и совершенствуются в своих навыках;
  • ценят гибкий график в работе;
  • хотят получать признание и вознаграждение за свою работу. 

Зуммеры

Первое полностью цифровое поколение. Даже миллениалы застали мир без массового распространения интернета. Они хорошо разбираются в технологиях и науке. Их кумиры - не те, кто добился успеха, а те, кто тронул за душу. Их больше не интересует светлое будущее. Мир слишком изменчив, чтобы планировать на 20 лет вперед.

Они живут здесь и сейчас и не хотят тратить время на профессию, которая скоро будет никому не нужна. В то же время зуммеры могут стать самым одиноким поколением. Они чаще признаются в том, что у них нет близких друзей. Этические нормы у них также смещены. Судьба кенгуру в Австралии интересует их больше, чем тяжело больной родственник.

Отличительные черты:

  • не ставят амбициозные цели;
  • не любят расписания и нормированный день, рабочий или учебный;
  • мыслят краткосрочными перспективами. 

Теория поколений в HR

Теория поколений помогает управлять бизнесом в сфере работы с персоналом и решает несколько HR-задач:

  1. Упрощает подбор персонала. Ещё во время составления вакансии менеджер может понять, представитель какого поколения лучше справится с работой. Или сформулировать объявление так, чтобы должность была привлекательна для кандидата из нужной группы. Например, гибкий график работы станет ценным критерием для миллениала.
  1. Помогает лучше учить сотрудников. У каждого поколения есть свои предпочтения в области обучения. Учить зуммеров и миллениалов нужно по-разному. Если учесть поведенческие особенности каждого поколения, то процесс пойдет лучше.
  1. Формирует нужный HR-бренд компании. Если компании нужны зуммеры: молодые, отлично разбирающиеся в технологиях и готовые к постоянным изменениям, то имидж компании должен им соответствовать. Вряд ли они захотят работать там, где ценят внешний вид, бюрократию, субординацию и нормированный график работы. Говорите с кандидатами на одном языке и тогда они сами захотят работать у вас.

Стоит ли полностью полагаться на теорию поколений?

Несмотря на популярность теории поколений в последние годы, мнения специалистов относительно её пользы для бизнеса разнятся. Профессиональные историки и социологи раскритиковали исследование за слишком сильное обобщение. Оно не учитывает индивидуальные особенности людей, их условия жизни, социальный статус или регион проживания. Следует помнить, что Штраус и Хау основывались исключительно на американской истории. И, например, в России периоды поколений могут отличаться, так же как и отличительные черты каждого из них.

Также читайте: Что такое эффективная деловая коммуникация

Ко всем статьям →