Содержание
Если при слове «бумер» ты думаешь про мем, ты - зуммер. Если про жвачку, ты - миллениал. Если про тачку, ты - бумер. Если ты ничего не понял — Окей, бумер: сейчас всё объясним.
Это мы про теорию поколений. В этой статье простыми словами рассказываем, что это такое и какую пользу бизнесу может принести это знание.
Что такое теория поколений
Теория поколений — это система повторяющихся временных циклов, определяющая поведение поколений, живущих в каждом из них. Согласно этой теории люди из каждого поколения обладают общим набором качеств и поведенческих паттернов.
Теорию придумали американские историки Ульям Штраус и Нил Хау в 90-х годах прошлого века. Для этого они изучили историю Америки с 1433 года и разбили ее на периоды продолжительностью 20-30 лет. За такое время одно социальное поколение успевает сменить другое.
В своей теории поколений Штраус и Хау выделили четыре цикла, которые поочередно сменяют друг друга: подъем, пробуждение, спад и кризис. А каждое поколение получает свое название. Если ещё лет 10 назад все вокруг говорили про миллениалов, то сейчас все активнее обсуждают зуммеров.
Годы рождения | Возраст в 2022 году | |
Молчаливое поколение | 1928-1945 | От 77 до 94 лет |
Беби-бумеры | 1946-1964 | От 58 до 76 лет |
Поколение «X» | 1965-1980 | От 42 до 57 лет |
Миллениалы | 1981-1996 | От 26 до 41 года |
Центениалы / зуммеры | 1997-2012 | От 10 до 25 лет |
Поколение «Альфа» | 2013 - настоящее время | От 9 лет и младше |
В соответствии с делением на циклы, сейчас мы живем в период «Кризис». Общество сталкивается с многочисленными вызовами: пандемия, финансовый кризис, экологические катастрофы. Дети, которые выросли в этот период — зуммеры или центениалы — остро чувствуют посягательства на свою безопасность и готовы не только сплотиться ради её сохранения, но и передать власть политическим или общественным системам для усиления контроля.
Как использовать теорию поколений в бизнесе
Более всего теория поколений получила свое распространение и применение в нескольких областях: в менеджменте, маркетинге и работе с персоналом. Наиболее продуктивно она применяется в сфере HR. С её помощью можно понять, как взаимодействовать с сотрудниками разных возрастов, какие задачи им ставить и чем мотивировать.
Беби-бумеры
Бумеры рождались как раз после Второй мировой войны с 1946-1964. Это событие, а также полет человека в космос, освоение целины, холодная война сильно повлияли на их ценности. Нужно было создать новый мировой порядок, и бумеры активно включились в эту стройку. Идеальный карьерный путь для них: постепенный рост до высокой должности крупной корпорации. Профессия должна быть одна и на всю жизнь.
Отличительные черты:
- высокая стрессоустойчивость;
- способность выдерживать высочайшие нагрузки;
- возможность работы в условиях неопределенности;
- консервативность из-за большого опыта резких критических изменений;
- медленная адаптация к новому.
При этом ошибочно воспринимать их, как отстающих в плане технологий. Это поколение инженеров, которые прекрасно понимают, как работают любые системы. Вот только им скорее понадобится бумажная инструкция, к которой можно обратиться. Кстати, лидеры большинства государств — бумеры. Так что фактически мы живем по их правилам.
Поколение «X»
Дети беби-бумеров, рожденные с 1965 по1980 годы. Их отцы и матери невероятные трудоголики, которые все свои силы и энергию отдавали работе. Семилетки часто оставались в квартире одни, пока их родители днями и ночами пропадали на работе.
Это поколения настоящих «выживальщиков», которые просчитывают все шаги наперед и привычны к новым обязанностям. Чтобы выжить в 90-е они меняли сферы деятельности и работы, брались за все, что приносило деньги. По сути это поколение реализовало ту самую теорию пиковой карьеры, о которой сейчас модно говорить.
Отличительные черты:
- самостоятельность;
- отсутствие страха перед новым;
- умение полагаться только на себя.
Парадокс, но беби-бумеры и Поколение «X» гораздо лучше разбираются в технологиях, чем следующие поколения. И те и другие могут не знать, как устроена та или иная кнопка, но могут понять, как работает система в целом, чего нельзя сказать о миллениалах и зуммерах.
Миллениалы
Рожденные с 1981 по 1996 застали мировой финансовый кризис, рост безработицы, появление соцсетей. Они росли с установкой, что нужно во что бы то ни стало добиться успеха, поэтому в свою работу вкладывают максимум ресурсов. Миллениалы не очень самостоятельные. Видимо, поколение «X» старалось компенсировать нехватку родительского внимания, что создало своим детям тепличные условия.
Они не так общительны, как предыдущие поколения, и человеку скорее предпочтут чат-бота. В то же время они всегда могут предложить оригинальные решения и не боятся браться за новые профессии. С другой стороны, они плохо видят будущее своей карьеры и часто не соблюдают баланс между работой и личной жизнью.
Отличительные черты:
- стремятся сделать мир лучше;
- постоянно учатся и совершенствуются в своих навыках;
- ценят гибкий график в работе;
- хотят получать признание и вознаграждение за свою работу.
Зуммеры
Первое полностью цифровое поколение. Даже миллениалы застали мир без массового распространения интернета. Они хорошо разбираются в технологиях и науке. Их кумиры - не те, кто добился успеха, а те, кто тронул за душу. Их больше не интересует светлое будущее. Мир слишком изменчив, чтобы планировать на 20 лет вперед.
Они живут здесь и сейчас и не хотят тратить время на профессию, которая скоро будет никому не нужна. В то же время зуммеры могут стать самым одиноким поколением. Они чаще признаются в том, что у них нет близких друзей. Этические нормы у них также смещены. Судьба кенгуру в Австралии интересует их больше, чем тяжело больной родственник.
Отличительные черты:
- не ставят амбициозные цели;
- не любят расписания и нормированный день, рабочий или учебный;
- мыслят краткосрочными перспективами.
Теория поколений в HR
Теория поколений помогает управлять бизнесом в сфере работы с персоналом и решает несколько HR-задач:
- Упрощает подбор персонала. Ещё во время составления вакансии менеджер может понять, представитель какого поколения лучше справится с работой. Или сформулировать объявление так, чтобы должность была привлекательна для кандидата из нужной группы. Например, гибкий график работы станет ценным критерием для миллениала.
- Помогает лучше учить сотрудников. У каждого поколения есть свои предпочтения в области обучения. Учить зуммеров и миллениалов нужно по-разному. Если учесть поведенческие особенности каждого поколения, то процесс пойдет лучше.
- Формирует нужный HR-бренд компании. Если компании нужны зуммеры: молодые, отлично разбирающиеся в технологиях и готовые к постоянным изменениям, то имидж компании должен им соответствовать. Вряд ли они захотят работать там, где ценят внешний вид, бюрократию, субординацию и нормированный график работы. Говорите с кандидатами на одном языке и тогда они сами захотят работать у вас.
Стоит ли полностью полагаться на теорию поколений?
Несмотря на популярность теории поколений в последние годы, мнения специалистов относительно её пользы для бизнеса разнятся. Профессиональные историки и социологи раскритиковали исследование за слишком сильное обобщение. Оно не учитывает индивидуальные особенности людей, их условия жизни, социальный статус или регион проживания. Следует помнить, что Штраус и Хау основывались исключительно на американской истории. И, например, в России периоды поколений могут отличаться, так же как и отличительные черты каждого из них.
Также читайте: Что такое эффективная деловая коммуникация