Содержание
В современной корпоративной среде коллеги постоянно обмениваются информацией. Если раньше общение проходило лично или по телефону, сейчас оно перешло в электронные сообщения, переписку по электронной почте и мессенджеры. С переходом на дистанционную работу безопасность и удобство удаленного корпоративного общения становится более актуальным.
Расскажем, что такое корпоративный мессенджер и какие они бывают. Сравним возможности нескольких популярных мессенджеров, а также вы узнаете как выбрать безопасную и многофункциональную программу для обмена сообщениями.
Что такое корпоративный мессенджер
Корпоративный мессенджер – это программы для электронного общения между сотрудниками одной организации. В нем можно создавать отдельные каналы (чаты) и быстро обмениваться текстовыми сообщениями, аудио и видеозаписями, фотографиями, документами и файлами.
Преимущества корпоративных мессенджеров:
Программы для общения имеют ряд преимуществ перед другими средствами связи:
1. Удобство. Сотрудники могут получать и отправлять рабочую информацию, находясь даже не на рабочем месте. Например, находясь в командировке, на больничном или по пути на работу. Конечно, важно отделить рабочее время от нерабочего, но иногда бывают исключительные ситуации.
2. Быстрота коммуникации. Мессенджер позволяет быстро передавать информацию и оперативно реагировать на послания. Можно послать сообщение и уже через несколько минут получить на него ответ.
3. Разные форматы. Удобно посылать разные форматы сообщений: быстро переслать и получить текстовый документ, презентацию, аудио или видеофайл. Благодаря мессенджерам можно оперативно знакомиться с разными документами.
4. Хранение информации. Мессенджеры сохраняют все пересылаемые файлы. К ним можно вернуться в любой момент: перечитать текстовый документ или пересмотреть презентацию.
5. Тематические каналы. Можно создавать чаты только с нужными участниками. Чаты для конкретного проекта, чаты внутри проекта, чаты на отдел (например, канал отдела разработки или маркетинга), чаты для работы с фрилансерами и аутсорсерами. Это позволяет не участвовать в лишней переписке, избегать утечки информации.
6. Групповые и личные видео и аудио вызовы. Из мессенджера можно позвонить конкретному сотруднику для обсуждения вопроса или создать групповой звонок. Эта функция особенно актуальна для компаний, которые работают удаленно. И звонить можно без привязки к рабочему месту или компьютеру.
7. Напоминания. Есть возможность ставить напоминания сотрудникам.
Виды мессенджеров и их функционал
Сегодня существует множество мессенджеров, часть из них используют для персонального общения, а какие-то заточены для корпоративной коммуникации.
Такие мессенджеры, как Skype, Line, What`sApp, Facebook Messenger, Viber, Snapchat, Telegram, используются скорее для приватной коммуникации. У них есть ряд недостатков:
- регистрация происходит на персональный телефонный номер человека и вся корпоративная информация остается на телефоне;
 - сотрудник может быть не согласен применять личный номер телефона в рабочих целях;
 - информация хранится на стороннем сервере, это подходит для текстовых переписок, но критично для хранения файлов;
 - отсутствует возможность администрирования и управления пользователями (нет настройки ролей для пользователей, управления доступами, порядок каналов)
 - в некоторых отсутствует возможность групповых аудио и видеозвонков с демонстрацией экрана;
 
При выборе корпоративного мессенджера, лучше отказаться от перечисленных программ, чтобы разделить личное и корпоративное общение. Так личные переписки не будут отвлекать от работы и наоборот.
В корпоративных мессенджерах есть возможности для:
- гибкого администрирования: настройка ролей пользователей, например, в телеграмме нельзя настроить никнейм пользователя, в корпоративных мессенджерах администратор может настроить имена сотрудников;
 - группового аудио и видео созванивания;
 - подключения чат-ботов;
 - глобального поиска по всем каналам и чатам, наличие фильтров.
 
Сравнение корпоративных мессенджеров
Skype
Skype - программа для общения с закрытым кодом, заточенное на видеозвонки.

Плюсы:
- наличие бесплатной версии;
 - устанавливается на операционные системы Windows, Mac, Linux,
 - приложение поддерживается на iOS, Android и Windows Phone;
 - возможность создавать групповые чаты;
 - есть приватные чаты;
 - можно отправлять сообщения в формате текста, аудио и видео;
 - отправка и обмен файлами разных форматах;
 - функция аудиозвонков;
 - возможность созванивая группой по видео;
 - функция демонстрации экрана;
 - интеграция с Битрикс24 и Планфикс;
 - опросы;
 
Минусы:
- низкий уровень безопасности;
 - информация в переписках анализируется для минимизации спама и исключения мошенничества;
 - низкая скорость загрузки и передачи информации;
 - сбои в работе и периодическое подвисание программы;
 - плохое качество передачи во время видеоконференции;
 - очень много рекламы.
 
Telegram
В 2021 году Telegram стал самым быстрорастущим мессенджером в России и обогнал по количеству пользователей WhatsApp. Это не просто мессенджер, но и социальная сеть со своими сообществами-каналами, с возможностью комментирования и общения.

Плюсы:
- бесплатный;
 - есть браузерная, десктопная, мобильная версия;
 - дружественный интерфейс;
 - возможность выбора дизайна (иконка, фон, цвета);
 - текстовые сообщения, аудио и видеосообщения;
 - прекрасный звук и видео картинка;
 - функция по созданию электронного онлайн-консультанта;
 - коллективные чаты;
 - создание секретного чата, куда осуществляется вход по паролю;
 - безопасность обеспечивается криптографическим протоколом MTProto;
 - размер файлов, которые можно передать до 2 ГБ;
 - высокая скорость передачи информации;
 - возможность закреплять переписки наверху;
 
Минусы:
- отсутствует функция групповых звонков;
 - многие используют, как личный мессенджер;
 - регистрация на личный телефон;
 - отвлекающие чат-боты и личные подписки на каналы;
 - нет возможности забрать доступ при увольнении сотрудника.
 
Microsoft Teams
MS teams - платформа для общения, идеально подходящая для тех, кто пользуется Office 365. Есть бесплатная версия, которой может пользоваться до 250 пользователей (2 гб на пользователя, 10 гб на команду).

Плюсы:
- интеграция с Office 365 и другими средствами: Outlook, Word, Excel, Exchange, Onedrive и SharePoint входят в платные подписки;
 - есть внутренняя база знаний, где удобно хранить внутреннюю документацию для сотрудников;
 - аудио и видео сообщения;
 
Минусы:
- сложный процесс регистрации (сотрудникам нужна помощь для регистрации, с браузера и с телефона разный интерфейс);
 - могут забанить бесплатные аккаунты из России без объяснения причин;
 - один администратор в бесплатной версии (слишком большая нагрузка на одного сотрудника);
 - не интуитивно-понятный интерфейс (нужно думать, где находятся настройки, например, уведомления);
 - слишком гибкое форматирование сообщений (отвлекает от чтения).
 
Slack
Slack - корпоративный мессенджер с простым интерфейсом, созданный специально для рабочей коммуникации между сотрудниками одного коллектива. Хорошая защита данных обеспечивается протоколом HTTPS и двухфакторной аутентификацией.

Бесплатная версия:
- хранение до 9 000 переписок;
 - 9 интеграций с другими программами;
 - нет коллективных звонков, разговоры только один на один;
 - условная интеграция;
 
Стандартная версия:
- наличие функции коллективных разговоров;
 - ограниченные права постинга;
 - неограниченное количество хранимых сообщений;
 
Plus версия:
- интеграция в Active directory;
 - бэкапы сообщений;
 - права постинга во всех каналах;
 
Плюсы:
- личные и групповые текстовые переписки;
 - запись голосовых сообщений;
 - видеозвонки;
 - функция демонстрации экрана собеседнику;
 - функция создания ботов для ответа на повторяющиеся вопросы и комментарии;
 - мониторинг упоминаний о компании в интернете и отправка в специальный чат;
 - подходит для установки на Android, iOS, Windows, Mac OS;
 - простой интерфейс без лишних деталей;
 - общие настройки времени и DND (do not disturb);
 - комментирование и обсуждение под конкретным сообщением (thread), чтобы не отвлекать других сотрудников;
 - можно упоминать пользователей, а также пользоваться тегами @everyone @channel @here;
 - интеграция с множеством сервисов (например, Zoom, Twitter, Polly, Outlook, Trello)
 - поиск по всем каналам;
 - возможность звонков прямо из слэка;
 - аналитика;
 - функция kill switch - администратор может одновременно сказать всем участникам поменять пароли;
 - настройка уведомлений о важных сообщениях и событиях по времени;
 - форматирование сообщений;
 - возможности цитирования;
 - хранение документов;
 - переход между рабочими пространствами осуществляется в один клик, это удобно для тех, кто работает в нескольких проектах;
 - возможность написать сообщение самому себе и прислать себе документы.
 
Минусы:
- нет администрирования сообщений, каналами можно управлять только в браузере;
 - групповые видео/аудио звонки только по подписке;
 - нет русского языка;
 - в бесплатной версии хранится только 10000 сообщений;
 - урезанный функционал бесплатной версии;
 - скорее для больших организаций;
 - нет возможности добавлять участников в чаты по другим проектам.
 
Rocket chat
Rocket chat - бесплатный корпоративный мессенджер для общения в режиме реального времени с гибкими настройками и открытым исходным кодом.
Pro версия:
- наличие аналитики;
 - интеграция с AD;
 - ограниченная техническая поддержка (долго отвечают в чатах);
 - пакет интеграционных приложений;
 - помощь в миграции;
 
Experience версия:
- договорная цена с менеджером по продажам;
 - полная техническая поддержка (+ доступ к команде разработки);
 - возможность преобразования аудио в текст;
 - более гибкая настройка каналов;
 - панель аудита.
 
Плюсы:
- аудио и видео конференции входят в бесплатную версию;
 - обсуждение под сообщениями (thread);
 - интеграция с разными сервисами;
 - аналитика;
 - уведомления о важных сообщения и событиях по времени;
 - безлимитное хранение сообщений;
 - end to end шифрование для текстовых чатов;
 - приложения для десктопа и мобильной версии;
 - открытый исходный код и возможность поднять собственный сервер для работы организации;
 - высокая безопасность, пароли на сервере не сохраняются;
 - возможность создавать каналы;
 
Минусы:
- удручающий серый внешний вид;
 - коллективные видео/аудио звонки только по подписке;
 - очень сложное администрирование;
 - нет русского языка;
 - нет глобального поиска по перепискам и серверам;
 - после регистрации сразу добавляют в два открытых чата Rocket chat ( их можно сразу покинуть).
 
Discord
Discord - бесплатный чат, создававшийся для геймеров. Основное достоинство - голосовые каналы для голосового общения не ограниченные по времени.
Есть платный буст-сервис, со смайликами и функцией скачивания файлов до 50 Мб, улучшенное качество демонстрации экрана и качество звука при аудио и видео общении.

Плюсы:
- коллективные переписки,
 - функция закрепления сообщения в чатах;
 - можно задавать порядок каналов админам;
 - чаты с закрытым доступом;
 - голосовые каналы;
 - видеоконференции;
 - поддерживает iOS, Mac OS, Android, Web, Windows, Linux;
 - двухфакторная аутентификация;
 - сложное шифрование;
 - защита от DDoS-атак, утекания данных IP;
 - подходит коллективам с любым количеством сотрудников;
 - быстрая загрузка и передача данных;
 - гибкие настройки;
 - качественные видеозвонки;
 - простой интуитивный интерфейс;
 - аудит действий на сервере;
 - можно закрепить несколько сообщений;
 - @everyone - все @here я- кто тут есть;
 
Минусы:
- слишком много гибких настроек;
 - нельзя цитировать изображение;
 - интеграции только с геймерскими сервисами и соцсетями;
 - нельзя перейти к сообщению, которое было прокомментировано;
 - нельзя настроить отправку сообщения по клавише ctrl+enter , а перенос строки по enter;
 - нет записи аудио/ видео;
 - максимальное количество сотрудников для встречи по видео - 10
 - по технике end to end шифруются исключительно аудио и видео данные;
 
Hangouts
Hangouts - корпоративный мессенджер от Google. В нем отображается статус прочитанного сообщения и видны участники, набирающие ответ.
Плюсы:
- бесплатный;
 - создание копий сообщений на разных устройствах;
 - обмен файлами;
 - интеграция с сервисами Google+ и Gmail;
 - можно звонить;
 - создание архивов данных;
 - загрузка фото и видео файлов в облако;
 - хранение данных на серверах;
 - моментальная шифровка сообщений;
 - коллективные конференции до 90 участников;
 - понятный интерфейс.
 
Минусы:
- нет видеоконференций;
 
Основа любой работы и проекта - это коммуникация между ее участниками. От того насколько успешно она выстроена зависит итоговый результат. Особое значение успешная коммуникация приобрела на удаленной работе, где посредником выступают средства связи - мобильная связь, интернет, корпоративный мессенджер. Он помогает решать поставленные перед сотрудниками задачи и поддерживать дружеское взаимодействие. При выборе корпоративного мессенджера обратите внимание не только на его стоимость, но и функционал, безопасность, возможности видео и аудио связи, наличие мобильного приложения.
Также читайте: Онлайн сервисы для удаленной работы