Содержание
Учиться сложно. А учиться и работать одновременно сложно вдвойне. Для руководителей трудно организовать весь процесс, а для сотрудников — в этом процессе находиться. Но в мире существует глобальный тренд на корпоративное обучение персонала.
«Нетология» провела исследование, в котором проанализировала российский и мировой рынок EdTech-2021 и как на него повлияли события начала 2022 года.
В этой статье мы расскажем об основных трендах корпоративного обучения, как компании организуют системы собственные образовательные программы, сколько на это тратят и какие инструменты используют.
Если вы только выстраиваете свою собственную программу, задумались о том, чтобы открыть отдел образования или выпустить бизнес курс, эти знания помогут понять, в каком направлении стоит двигаться.
Как компании организуют корпоративное обучение персонала
По данным отчёта, в тех компаниях, где есть система корпоративного обучения, она затрагивает в среднем 57% сотрудников. При этом крупные компании, в которых работает более 2000 человек, вовлекают в обучение 83% своих работников. В то время как для малого бизнеса эта цифра почти в два раза меньше — всего 46%.
Темы для обучения
Компании стараются учить не только рядовых сотрудников, но и топ-менеджеров. Хотя первых учат чаще, уделяя время именно профессиональным компетенциям:
- профессиональное обучение;
- обучение продуктам компании;
- обязательное обучение (охрана труда, промышленная безопасность и т.п.);
- продажи и переговоры;
- лидерство и менеджмент;
- эмоциональный интеллект;
- управление проектами;
- цифровая грамотность.
Для руководителей обычно организуют курсы и тренинги по развитию лидерских и управленческих качеств:
- лидерство и менеджмент;
- профессиональное обучение;
- обучение продуктам компании;
- обязательное обучение (охрана труда, промышленная безопасность и т.п.);
- эмоциональный интеллект;
- продажи и переговоры;
- цифровая грамотность.
2022 год также повлиял на темы обучения. Крупные компании включили в свои образовательные системы курсы управления в условиях неопределённости для руководителей и онлайн-тренинги снижения тревожности и стресса для линейного персонала.
Формат и инструменты обучения
Онлайн-формат обучения ещё в 2020 году благодаря пандемии вышел на первый план, а в 2021 году прочно закрепил свои позиции. В 2022 никто не планирует от него отказываться и компании активно используют онлайн-тренинги и курсы для обучения персонала.
Онлайн учат как линейных сотрудников, так и руководителей. Обучение проводят через дистанционные системы LMS (72%), вебинарные комнаты (54%) и корпоративные порталы (21%), но последнее время для обучения нередко используют и чат-ботов (7%).
В настоящее время существует тенденция на развитие самообучающихся организаций. Это подтверждает и статистика. Большинство компаний (64%) сами готовят корпоративные программы обучения, особенно если дело касается таких тем как базовые soft skills и продукты компании.
Но старые-добрые тренинги ещё пользуются спросом. И сотрудники, и работодатели готовы тратить время и средства, чтобы разом обучить сотрудников за 1-2 дня, не растягивая обучение на долгое время. В таком формате также продолжают учить и линейных сотрудников, и руководителей. Разница в том, что первых учат сами, в для вторых приглашают внешних тренеров.
Бюджет на обучение
Обучение — это дорого. Это основной страх и возражение тех компаний, которые до сих пор не ввели систему корпоративного обучения в жизнь своей компании. Чтобы потенциальные расходы не казались ужасающими, рассказываем, сколько уже сейчас в среднем тратит бизнес на обучение сотрудника. Для рядовых работников эта сумма составляет 14 900 рублей в год, а для топ-менеджеров — 38 100 рублей. Средний бюджет на обучение одного сотрудника в 2021 году составил 26 500 рублей.
2022 год внёс свои коррективы. В начале года 40% компаний решили снизить затраты на образовательные программы. При этом в основном это коснулось крупных компаний, малый бизнес оставил расходы на обучение без изменений.
Оценка корпоративного обучение сотрудников
Вопрос «Как оценивать эффективность корпоративного обучения сотрудников компании?» актуален уже давно. Мы тоже писали об этом. Сейчас только 11% организаций измеряют влияние обучения на бизнес-показатели. Большинство продолжает просто опрашивать сотрудников, собирая обратную связь. Вот основные способы оценки эффективности, которые применяют организации:
- сбор обратной связи от сотрудников;
- удовлетворённость сотрудников программами обучения и развития;
- тестирование / проверка знаний;
- метрики охвата / завершаемости;
- исполнение бюджета;
- связь с бизнес-показателями.
Тренды корпоративного обучения
Как показывают цифры, рынок EdTech растёт стремительно. Много людей создают продукты в этой нише, и ещё больше человек его потребляет. В соответствии с их запросами, формируются глобальные тренды, которые указывают, куда рынок корпоративного обучения будет двигаться дальше. Вот что хотят видеть люди.
- Быстрое создание обучающего продукта
Мир сейчас меняется очень быстро. Образовательные должны соответствовать потребностям бизнеса. Сейчас ни у кого нет времени долго учиться и долго создавать программы. Дизайнеры образовательных программ должны действовать стремительно, опережая запросы так, чтобы когда он появится уже был материал для решения бизнес-проблемы.
- Реальная эффективность обучения
Компании хотят быстро создать программу, потому что хотят быстро получить результат. Никто не готов ждать годы, постепенно развивая soft skills и ожидая, когда же сотрудник «созреет». Компании начинают думать о метриках эффективности, отдавая предпочтение им, вместо опросов удовлетворенности и результатам тестов. Поэтому программы становятся более точечными и стремятся закрывать ту проблему, которая в данный момент есть в компании, а не эфемерное препятствие, которое когда-либо ей придется преодолеть.
- Качественный контент
Насмотренность — рулит. Все уже привыкли к качественному контенту. Никто не будет смотреть ваши обучающие видео, если они записаны в темной комнате с плохим качеством. А если вместо харизматичного спикера у вас на картинке нудный дед, то вероятность того, что его реально кто-то посмотрит стремится к нулю.
- Практическая польза обучения
По данным исследования, 70% получавших онлайн-образование учились с профессиональными целями. Люди, которые проходят курсы и тренинги, больше не готовы тратить время на то, что может им не понадобиться. В мире огромное количество обучающих курсов. У них всегда есть возможность потратить время на изучение чего-то ещё, если данный курс не удовлетворяет их запросу. Студенты не хотят концентрировать своё внимание, на том, что для них бесполезна. Хороший курс = полезный курс.
Ключевые проблемы корпоративного обучения
Главная проблема, которая возникает в процессе организации корпоративного обучения — вовлечённость в неё сотрудников (35%). Не все сотрудники готовы принимать в ней участие, потому что считают, что курсы и тренинги им не нужны. Чтобы усилить вовлечённость, менеджеры проводят с сотрудниками разъяснительную работу, внедряют инструменты геймификации, выделяют в рабочем графике специальное время на обучение, а в некоторых случаях даже стимулируют материально.
Помимо вовлечённости компании также выделяют такие трудности, как:
- бюджет;
- недостаток времени у сотрудников;
- сложность с поиском программ/провайдеров обучения;
- автоматизация и выстраивание процессов обучения и оценки;
- отсутствие у сотрудников технического обеспечения и/или цифровой грамотности;
- интеграция отчётности и аналитики;
- адаптация к онлайн-формату.
Что нужно запомнить из этой статьи
В современном мире действует глобальный тренд на корпоративное обучение персонала. По данным исследования «Нетологии», образовательные программы задействуют в среднем 57% сотрудников компаний. Средний бюджет на обучение одного сотрудника в 2021 году составил 26 500 рублей. Линейный персонал чаще учат профессиональным компетенциям, а руководителей — управленческим навыкам.
В 2022 году показатели изменились. В начале года 40% компаний снизили расходы на корпоративное обучение. В основном это коснулось крупных компаний. Малый бизнес сохранил бюджеты на обучение. Крупные компании включили в свои образовательные системы тренинги управления в условиях неопределённости для руководителей и курсы снижения тревожности и стресса для всех сотрудников
Главная проблема организации корпоративного обучения — вовлечённость сотрудников. Чтобы усилить этот фактор, менеджеры проводят разъяснительные беседы, используют геймификацию, выделяют время на обучение, а иногда даже стимулируют материально.
Также читайте: Автоматизация обучения сотрудников