Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяРуководителю7 способов мотивации персонала в условиях кризиса

7 способов мотивации персонала в условиях кризиса

Содержание

Способы мотивации персонала принято делить на две категории: материальные и нематериальные, а наиболее эффективной как всегда оказывается их комбинация.

Впрочем, в период кризиса любому владельцу бизнеса хочется комбинировать их так, чтобы расходы сокращались, а лояльность персонала при этом росла.

В этой статье рассмотрим несколько максимально экономичных способов мотивации и расскажем, на чём экономить всё же не стоит.

1. Расскажите сотрудникам, как именно вы планируете преодолеть кризис

Самое страшное в любом кризисном периоде - неопределённость. Будут ли выплачивать зарплату вовремя? Не станет ли она меньше в связи с новой системой оплаты труда? Придётся ли перейти на удалёнку? А может лучше, не дожидаясь дурных перемен, начать искать новое место? Эти вопросы тасуют в уме ваши сотрудники.

Так дайте им на них ответы. Почаще проводите открытые совещания, встречайтесь с коллективом. Но помните, от вас ждут не обещания манны небесной, а информации о конкретных шагах, которые вы планируете предпринять.

Подробно о том, как развивать бизнес в условиях кризиса, написали большую статью.

2. Спросите у сотрудников, есть ли у них идеи по преодолению кризиса

Этот способ мотивации органично вытекает из предыдущего. Управленец, приветствующий фидбэк со стороны своих сотрудников, убивает сразу двух зайцев. 

Во-первых, даёт персоналу возможность почувствовать свою значимость на предприятии, а это весомый якорь, удерживающий сотрудников от увольнения. 

Во-вторых, специалисты, долгое время работающие в своей сфере, действительно могут подсказать новые идеи по оптимизации и налаживанию производства.

ПРИМЕР. Инвестор купил находящееся в глубоком кризисе предприятие по производству одежды с русской народной вышивкой. В момент кризиса там работало всего 8 мастериц, часть из них были на грани увольнения. Сохранить опытных сотрудников удалось благодаря прозрачности стратегии развития предприятия. Приём и обучение новых специалистов был организован с опорой на опыт сотрудницы фабрики с наибольшим стажем работы. В результате этого и ряда других шагов штат предприятия вырос до 70 человек.

3. Обучайте персонал

Вкладываясь в образование своих сотрудников, вы не только повышаете их лояльность и мотивацию, но и получаете более компетентных специалистов. Не зря ведь в крупных компаниях создают собственные Учебные центры. Но даже если ваш бизнес относится к малому или среднему, пренебрегать обучением персонала не следует.

Вы можете легко образовывать свою команду, используя специальные платформы. Например, в очень удобном инструменте обучения сотрудников ваши регламенты и документы тесно связаны с тестовыми вопросами, а сам процесс максимально автоматизирован.

Прежде всего, выберите те курсы, которые помогут вашим сотрудникам работать именно  в вашей фирме в создавшейся кризисной ситуации. Статистика показывает, что в последние несколько лет резко вырос спрос на курсы по управлению изменениями и цифровой грамотности для менеджеров, в то время как спрос на курсы ораторского мастерства вполне логично упал.

ПРИМЕР. Турфирма, занимающаяся организацией туров за границу в период пандемии, перешла на продажу туров по России, а также организацию корпоративного отдыха в своём регионе. Для этого сотрудники должны были пройти переобучение по продаже новых продуктов. Также к тренингам по продажам были добавлены инструменты, которые позволяют быть эффективными при дистанционных продажах и переговорах.

4. Хвалите во всеуслышание

Ценные сотрудники должны знать, что вы их цените. Также им будет приятно, если об этом будет знать и весь остальной коллектив.

Отмечать успехи наиболее отличившихся можно:

  • на планерках;
  • на совещаниях;
  • в рассылках и рабочих чатах;
  • пользуясь старой доброй доской почёта.

В идеале добрые слова должны подкрепляться хотя бы небольшим денежным поощрением. Но если денег совсем нет, попробуйте подкрепить их любым другим осязаемым способом. Хорошо, если у вашей компании есть партнёры, которые могут предоставить вашим сотрудникам скидки на абонементы в спортзал, билеты в кино и так далее. Но и это необязательно.

ПРИМЕР. Директор рекламного агентства по итогам каждой недели вручал наиболее продуктивно работавшему менеджеру статуэтку "Лучший менеджер". 

Впрочем, с подобными материальными/нематериальными поощрениями стоит быть осторожным, потому что их мотивационный потенциал отнюдь не гигантский и работает ограниченное количество времени.

5. Напоминайте о миссии вашей фирмы

Неправильно думать, что люди работают только ради денег. На самом деле практически каждый из ваших сотрудников хотел бы думать, что занимается чем-то полезным и важным. Определитесь с миссией компании и донесите её до своих подчинённых.

ПРИМЕР. Фирма, занимающаяся продажей образовательных онлайн-курсов, позиционирует себя, как компания, помогающая людям поменять профессию, выйти на более высокий уровень дохода, а значит, улучшить свою жизнь. Каждый сотрудник этой фирмы продаёт не просто курсы, а новые возможности.

6. Обращайте внимание на личные обстоятельства сотрудников

Индивидуальный подход - вот два магических слова, которые помогут вам сохранить и мотивировать специалистов в условиях кризиса. Конечно, чем крупнее бизнес, тем сложнее управленцу удерживать в голове личные обстоятельства сотрудников, но уж у самых опытных и ценных специалистов постарайтесь запомнить хоть какую-то информацию о составе их семьи, увлечениях и районе проживания. Пригодится.

ПРИМЕР. В период пандемии несколько сотрудников крупного медиа-холдинга захотели работать удалённо даже после того, как официальный режим самоизоляции был завершён. Начальство пошло навстречу тем из них, чьё отсутствие в офисе никак не сказывалось на производительности труда.

7. Не отказывайтесь от совместного отдыха сотрудников

Казалось бы, в условиях кризиса не до тимбилдинга. О каких расходах на совместный отдых может идти речь, когда всем и так приходится затянуть пояса? Однако полный отказ от корпоративных мероприятий может стать для ваших сотрудников неприятным звоночком, в очередной раз подтверждающим тяжёлое положение компании.

Поэтому просто попробуйте сократить расходы на тимбилдинг, планируя его заранее. И помните, что отдых на природе окажется дешевле, чем корпоратив в ресторане, а тимбилдинг на условиях софинансирования с сотрудниками всё же лучше, чем его полное отсутствие.

Вместо вывода

Кризис может быть общероссийским или даже мировым, но решать поставленные им задачи каждому бизнесмену придётся самостоятельно. Сделать это максимально эффективно получится, только если вы управляете лояльным и мотивированным персоналом, а достигнуть этого можно далеко не только повышением зарплат и премий.

Также читайте: Мотивация сотрудников — основа сильной команды

Ко всем статьям →