Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяHR-директоруОбучение сотрудников

Обучение сотрудников

04 Окт 2021

Содержание

Во многом успех бизнеса зависит от профессионализма команды, перед которой руководство ставит определенные задачи, чьё воплощение ведёт к реализации стратегической цели и миссии организации.

Компании выгодно заниматься развитием сотрудников и создавать условия для их профессионального роста. В этой статье расскажем про обучение сотрудников и организацию этого процесса.

Плюсы обучения сотрудников 

Процесс обучения даёт свои преимущества как сотруднику, так и владельцу бизнеса.

Для руководителя: 

  • Меньше кадровых изменений. При высокой квалификации сотрудников нет потребности менять кадры на более профессиональные. При высокой текучке кадров компании приходится тратить ресурсы, чтобы ввести в курс дела и рассказать об особенностях работы.
  • Снижение затрат на подбор кадров. Этот пункт приятное следствие первого. 
  • Рост мотивации сотрудников. Когда руководство вкладывается в развитие команды, сотрудники с большей отдачей выполняют привычную работу.  
  • Грамотные специалисты, которые могут самостоятельно и быстро решать поставленные перед ними задачи.

Для сотрудников: 

  • Приобретение новых актуальных знаний и навыков, что повышает профессионализм и собственную уверенность. 
  • Перспективы к карьерному росту и увеличения заработной платы.  
  • Признание и уважение со стороны руководителя, что снижает опасения по потери работы.

Обучение сотрудников в процессе работы

Обучение организовывает сама компания, используя собственные системы обучения, а также опыт и знания своих сотрудников, которые могут стать наставниками.

Инструктаж. Разъяснение сотруднику его полномочий, обязанностей, знакомство с коллективом и компанией.

Копирование. Новичок наблюдает и повторяет за более опытным сотрудником. 

Наставничество. Опытный сотрудник рассказывает новичку, как нужно работать, и прорабатывает с ним это на практике.

Ротация. Чтобы получить новые навыки, сотрудник временно выполняет функции другой должности. Хороший метод, где важна взаимозаменяемость сотрудников. 

Делегирование. Когда сотрудник наделяется полномочиями и самостоятельно принимает решения в рамках задачи или проекта. О делегировании задач написали в нашей статье.

Усложняющиеся задания. От шага к шагу сотрудник получает более сложные задачи.

Организованное обучение. Компания разрабатывают программу обучения, заточенную под своих специалистов.

Методы обучения сотрудников 

Условно методы обучения сотрудников можно разделить на 3 вида: обучение во время работы, дистанционное обучение и обучение вне рабочего места. Сейчас, когда многие бизнесы и организации ушли на удалёнку это деление становится всё более условным. 

Лекции. Посещение онлайн или оффлайн лекций на заданную тематику сотрудниками или проведение лекций для новичков.  

Семинары и конференции. Выступление сотрудников на мероприятии, обмен опытом с коллегами, изучение конкурентов.

Тренинги. Отличный способ прокачать практические навыки.

Моделирование или деловые игры. Это может быть разбор кейсов, сложных телефонных звонков, реальных или гипотетических случаев с клиентами. 

Теперь в современном мире дистанционное обучение становится вариантом нормы. Оно экономит время, позволяет учиться прямо из дома в удобное время и в удобном формате.

Автоматизация обучения

Очевидно, что все вышеперечисленные методы обучения прекрасно можно комбинировать между собой. Как показывает практика, наиболее практичным с точки зрения ресурсов и более эффективным с точки зрения качества обучения является обучение внутри компании. Причем, лучше всего работают собственные программы и специальные курсы, разработанные под конкретные потребности компании.

Например, курсы по обучению менеджеров по продажам, где они во всех тонкостях изучают не только скрипты продаж, но и особенности продукта, который им нужно продавать. Или мотивационные курсы, где сотрудники узнают о целях и миссии компании, о том, какую роль играет каждый из них в их реализации.

Сейчас одним из ведущих трендов в обучении становится тренд на автоматизацию: когда сотрудники обучаются независимо друг от друга и от тренера, изучая регламенты, слушая видеокурсы, созданные компанией. Такой подход существенно экономит время компании, так как на каждого новичка не приходится тратить время опытных специалистов или тренеров. Также сотрудники получают унифицированные и систематизированные знания.

Реализовать такой подход помогают специальные программы, созданные для обучения сотрудников. Идеально, когда все регламенты компании сопряжены с системой проверки знаний — тестированием сотрудников.

Такая механика помогает создавать проверочные вопросы прямо в документе и потом на их основании формировать тематические обучающие курсы. Также автоматизированные системы могут оповещать сотрудников об изменениях в документах и назначать повторное прохождение курсов. Это очень удобно, так как руководителям не приходится отслеживать актуальность знаний своих подчинённых, напоминать им об изучении изменений и прохождении тестов — система делает все за них.

Также в компании можно организовать тематические обучающие курсы, которые создаются для сотрудников разных отделов. Благодаря автоматизации курсы также будут открываться постепенно, по мере усвоения сотрудниками знаний.

Порядок обучения сотрудников 

Какой бы способ обучения сотрудников вы ни выбрали, чтобы его организовать, нужно: 

1. Поставить цель. Важно понять, какой результат от обучения вы хотите получить: 

  • сделать специалистов из новых сотрудников;
  • повысить мотивацию команды;
  • увеличить профессионализм сотрудников;
  • подготовить персонал для нового направления деятельности компании.

2. Выбрать формат обучения. Во многом зависит от размеров компании. Например, для международных организаций или компаний с большим количеством филиалов подойдёт дистанционное обучение. Если важно повысить мотивацию персонала, то лучше выбрать очные формы обучения и соответствующего тренера.  

3. Выбрать обучающую программу или создать собственную. Многие компании создают собственные обучающие курсы, куда также включают историю компании, рассказ про её миссию и политику. 

4. Выбрать или обучить наставника/тренера. 

5. Провести обучение сотрудников. Составить график обучения и программу. 

6. Проверить знания. Оценить усвоение информации можно через тесты, разбор кейсов или ситуационные задачи. 

7. Подвести итоги. Важно собрать обратную связь, например, через анкеты. Было ли обучение полезно, хотят ли сотрудники проходить подобные курсы, что не понравилось в процессе обучения, что было непонятно. Это поможет усовершенствовать обучение сотрудников в дальнейшем.

Ко всем статьям →