Содержание
Если представить, что сотрудники - это “инструмент в руках руководителя”, то этот инструмент должен быть современным, отлаженными и отлично заточенным.
Сегодня обучение персонала это не просто формальное прохождение лекций или посещение семинаров, куда сотрудники сбегают с работы. Это полноценное и важное направление в компании, которая хочет расти и выходить на лидирующие позиции в своей нише. Когда люди в компании владеют самыми передовыми знаниями и навыками, решение поставленных владельцем задач будет быстрее, интереснее и эффективнее.
Цели обучения:
- улучшить качество и эффективность работы;
- освоить новые навыки;
- получить актуальные знания в должности;
- прокачать слабые стороны;
- достигать лучшего результата за более короткие сроки.
Чтобы понять необходимо ли обучение сотрудникам, оцените их навыки, умения, показатели и уровень эффективности, опыт, квалификацию. Оцените, насколько хорошо сотрудник выполняет поставленные перед ним задачи и соответствует критериям в должности. Оценивать можно не только отдельного сотрудника, но и весь отдел.
Зачем заниматься обучением персонала
1. Чтобы идти в ногу со временем. Сотрудники должны уметь использовать технологические новинки по максимуму. Важно обучить персонал правильной работе со всеми программными обеспечениями, которые используются в компании: CRM, системы хранения паролей, платформы для хранения регламентов, бухгалтерские программы, системы учета и т.д.
2. Быть конкурентным. Чтобы компания не просто выживала, но была на первых местах в своей сфере, сотрудники должны быть профессиональнее остальных.
3. Практичность. Эффективнее обучить существующую команду, чем искать новых сотрудников. Рекрутинг отнимает время и ресурсы. Новеньких нужно знакомить с функциями и особенностями работы в компании. Поэтому практичнее обучать имеющихся сотрудников.
4. Повышение мотивации. Когда сотрудники видят, что руководство заинтересовано в их росте и развитии, они начинают улучшать показатели. Благодаря новым знаниям и навыкам сотрудники начинают выполнять привычные обязанности качественнее.
5. Выгода. Когда растут показатели и качество работы компании, увеличивается прибыль компании.
Обучение персонала - одна из лучших инвестиций, которую может сделать компания. Помните, что вклад каждого влияет на общий результат.
Формы и методы обучения персонала
Существует множество форм и методов обучения персонала. Оно может групповое, индивидуальное, краткосрочное, долгосрочное, дистанционное, традиционное, внутреннее, внешнее, в форме вебинаров, лекций, мастер-классов, сессий, тренингов и так далее.
Однако, повышение квалификации или переквалификация сотрудников - не прямая задача компании. Да, важно, чтобы кадры были профессиональными, важно мотивировать сотрудников на улучшение навыков и получение актуальных знаний, поддерживать и создавать условия, когда сотрудник решит улучшить свои навыки или освоить новую должность. Но в целом, компания изначально должна искать максимально профессиональные кадры и подбирать кандидатов, соответствующих требованиям.
Главная задача компании в обучении персонала - это обучение, связанное с деятельностью организации. Важно научить сотрудников работать так, как это нужно владельцу компании: определенным образом вести переговоры, проводить презентации, выполнять задачи. Компании важно научить сотрудников своим ценностям, познакомить с политикой компании и корпоративной культурой. При таком подходе внутреннее обучение персонала можно разделить на три категории:
- Обучение новых сотрудников
- Регулярное обучение команды
- Обучение продукту
Внутреннее обучение персонала
1. Обучение новых сотрудников.
После того как кандидат прошел собеседование и перешел на этап испытательного срока, его необходимо ввести в должность и рассказать принципы работы в компании. Часть этой информации сотрудник узнаёт из должностной инструкции, где в идеале, должен быть прописан конкретный измеримый результат его деятельности.
Далее начинается этап обучения. Он может быть организован в онлайн или офлайн форме. Сейчас существуют автоматизированные системы обучения, где сотрудники могут проходить базовые курсы для новичков в онлайн формате. Например,
- ознакомительный курс про основание компании и этапы её развития;
- курс про правила работы в команде и компании;
- курс, связанный с организационными вопросами;
- ознакомительный курс по продукту.
Далее сотрудник проходит обучающие курсы, связанные с его должностью. Например, менеджеры по продажам могут проходить курсы по холодным звонкам, по работе в системе учета клиентов, по ведению разговора с клиентом и др.
Благодаря такой автоматизации, сотрудники будут получать одинаковые знания. В дальнейшем к обучению может подключиться тренер для живого взаимодействия, но всю новую информацию сотрудник получает на онлайн платформе.
2. Регулярное обучение команды.
Когда компания развивается, в ней постоянно происходит обновление процессов, меняются инструкции и регламенты. Для того чтобы сотрудники были в курсе текущих изменений им необходимо об этом сообщать и проводить обучение, связанное с этими изменениями. Например, в отделе продаж поменялась система, в которой ведется учет клиентов, или в отделе маркетинга изменились правила создания контента, или произошли изменения в отделе поддержки.
Также могут внедряться изменения, касающиеся всей команды. Предположим, владелец компании решил ввести систему KPI и бонусирования, или для всех вводится инструмент планирования и контроля за выполнением задач, или поменялась система одобрения заявок на выделение денежных средств.
Чтобы команда работала с актуальными данными, исполняла новые требования и применяла программные обеспечения, сотрудников нужно об этом, во-первых, предупредить, во-вторых, научить этим пользоваться.
Здесь на помощь также приходят автоматизированные системы. Например, система хранения регламентов может автоматически оповестить всех нужных сотрудников, если в документ были внесены изменения. Сотрудник заходит - читает документ и применяет новые знания. Руководителю не нужно извещать каждого подчиненного в ручном режиме.
3. Обучение продукту
Организация данного обучения особенно актуально для компаний, которые создают информационные продукты. Так как в этой сфере продукт меняется довольно быстро. У него выходят изменения, улучшаются характеристики, исправляются ошибки. И все члены команды должны знать о том, что изменилось или какие планы у компании в будущем на развитие продукта.
Компаниям с более “осязаемым” продуктом также важно рассказывать менеджерам по продажам и маркетологам, об изменениях в услугах или товарах.
Это могут быть офлайн или онлайн встречи, которые можно записать, как вебинар и потом транслировать для всеобщего ознакомления.
Важным этапом в обучении персонала является проверка знаний, тогда сотрудники будут более внимательно проходить созданные для них курсы, а руководитель будет уверен в усвоении полученных знаний.