В коллективе руководитель выступает в роли ведущего. Он определяет целенаправленность работы, подбор кадров и психологический климат. Для того чтобы подчиненные достигали поставленных целей, руководитель оказывает на них влияние. Его можно оказывать разными способами.
В зависимости от того, как руководитель ведет себя по отношению к сотрудникам, определяют стиль руководства. Встречается мнение, что тот или иной стиль управления лучше или хуже. Но в зависимости от ситуации, тот или иной стиль может быть неприемлем и навредит компании. Рассмотрим классические стили управления и то, как они применимы на практике.
Авторитарный стиль управления
Характеризуется требовательностью, жесткостью и строгим контролем. Важную роль играет трудовая дисциплина в коллективе. Этот стиль направлен на решение задач и приводит к росту показателей. При авторитарном стиле решения принимает только руководитель, ни с кем не советуясь, не принимая ничьих мнений и не опираясь на советы коллектива.
Рассмотрим ситуации, когда необходимо прибегнуть к такому стилю управления.
1. Новый коллектив. При управлении новым, недавно сложившимся коллективом нужен руководитель, который задает курс и принимает решения.
Например, открывается новый ресторан, куда набрали официантов, барменов, хостес. В таком случае руководителю не нужно советоваться с коллективом о пути развития бизнеса или спрашивать мнение сотрудников по тому или иному вопросу. Сотрудники не готовы проявлять инициативу. Они еще не определились со своим положением в организации. Им необходимы четкие действия управляющего, которые помогут им адаптироваться. В новом коллективе от руководителя требуется авторитарный стиль руководства - когда он даёт готовые решения и ждет их выполнения от подчиненных.
2. Кризисные ситуации. Представьте себе, что упали продажи, или в ресторане нет посетителей. Должен ли управляющий собирать коллектив на совещания, чтобы найти решения? Конечно нет. Руководитель берет на себя ответственность и принимает решение о том, куда будет двигаться компания. Он озвучивает коллективу план и задает общее направление. Когда руководитель не действует, компания оказывается в затяжном кризисе. В таких ситуациях, лучше поменять руководство и поставить у руля авторитарного управленца. Такие меры вернут компании продажи и клиентов.
3. Низкая мотивация коллектива. Ситуации, когда сотрудники приходят на работу, чтобы получить зарплату, отсидеть день и пойти домой. В таком коллективе нужны четкая постановка и контроль выполнения задач.
Минус авторитарного стиля управления - это избегание сотрудниками общения с непосредственным руководителем и потеря сильного наставника.
Демократический стиль управления
Опирается на совместность принятия решений, сознательность, доверительные отношения, оповещение сотрудников, самоорганизованность, ответственность, стимулирование, открытость, нацеленность не только на решение задач, но и выбор путей их достижения.
При демократическом стиле решения принимаются в формате обсуждения. Руководитель периодически выносит на обсуждение вопросы. Решение принимается в результате совместного обсуждения. Такой стиль управления работает в стабильных компаниях с мотивированным коллективом. Используйте этот стиль управления в стабильных компаниях со слаженным коллективом Так персонал почувствует уважение со стороны руководителей, свою значимость и ценность.
Либеральный стиль
Для этого стиля характерно равнодушие и безынициативность руководителя, низкая требовательность, плохая дисциплина, отсутствие контроля над сотрудниками, предоставление свободы действий. Либеральный стиль характеризуется тем, что руководитель по сути решение не принимает. Он либо передает решения от вышестоящего руководства, либо отдает функцию принятия решений сотрудникам.
Либеральный стиль часто критикуют за попустительство и отсутствие руководства. Но он подходит для управления максимально профессиональным коллективом. Это должны быть ответственные специалисты в своей области.
Стили управления позволяют влиять на подчиненных, чтобы они делали то, что нужно руководителю в данный момент. Чем хуже ситуация в компании, чем ниже мотивация сотрудников и чем менее профессионален коллектив, тем авторитетнее должен быть стиль управления руководителя. Чем профессиональнее и мотивированнее команда, тем ниже уровень контроля .
В зависимости от ситуации, руководителю нужно менять стиль управления. Бывает, что руководитель занимает одну позицию и находится только в ней. Слишком мягкая позиция начальника в кризисные времена, даст повод для найма более собранного и жёсткого руководителя. Бывает, что сотрудники профессионально растут, но получают инструкции по мельчайшему делу. Появляется ощущение, что коллективу не доверяют и не ценят. Так можно демотивировать самую лучшую команду.
Идеально варьировать стили управления и выбирать поведение в зависимости от ситуации, в которой находится компания и команда.
Также читайте: Как принимать управленческие решения