Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяМенеджментСтратегическое управление

Стратегическое управление

Содержание

Стратегическое управление - это умение направлять деятельность организации на достижение основной цели, которая является смыслом деятельности компании.

Стратегическое управление заключается в долгосрочности задуманных планов. Шаги, которые осуществляются в рамках такого управления, не просто увеличивают эффективность выполнения поставленных задач, а качественно меняют весь бизнес. Например, у компании стоит задача открыть филиал в другом городе — это стратегия, так как бизнес выходит на новый уровень. А открытие пятого филиала уже будет тактической задачей, так как уже есть готовая схема действий.

Стратегическое управление важно для бизнеса любого размера и помогает его развивать. Заблуждение думать, что стратегическое управление подходит только крупным корпорациям. Малый бизнес в рамках ограниченных ресурсов должен использовать их на максимум. Каждая стратегическая ошибка сильно замедляет развитие компании.

Целью стратегического управления является развитие компании и ее быстрый рост. Но им нужно заниматься. Причина того, что многие компании, предоставляющие качественные услуги или продукты не растут, как раз в том, что их владелец специально не занимается их расширением: не ставит цели, не планирует и не развивает продукт.

Часто в начале своей деятельности, бизнес успешно развивает и реализует классную идею, но со временем компания перестает расти. Например, многие компании предоставляют услуги аутсорсинговой бухгалтерии, но остаются маленькими. Хотя на качественные бухгалтерские услуги есть большой спрос. Аналогично можно сказать про рестораны или магазины. Несмотря на то, что они предоставляют хорошие услуги и делают выручку, они не масштабируются. И это связано с тем, что над их развитием никто специально не работает. Чтобы сделать бизнес системным, вовремя увидеть узкие места в процессах и их устранить, поможет любой сервис автоматизации менеджмента. Например, в Platrum можно создать структуру компании, назначить сотрудников на должности, указать метрики для каждого из них и контролировать достижение целей через планирование.

Этапы стратегического управления

Стратегическое управление состоит из двух этапов:  

1 этап: планирование.

Например, для открытия второго кафе в другом районе, нужны деньги, помещение, новый персонал, который нужно обучить, необходимо запустить рекламу. Это будут делать сотрудники, у которых есть основная работа, от успеха которой зависит развитие бизнеса. Поэтому очень важен второй этап.

2 этап: контроль.

Стратегия не реализуется за месяц, поэтому нужен контроль над выполнением плана в течение длительного периода времени. И владельцу необходимо следить за выполнением задач, постоянно напоминать о них, оказывать определенное давление, иначе план развития будет погребен под текущими делами.

Воплощению стратегического плана в жизнь способствует желание сотрудников развиваться. Сотрудники, которые понимают, что рост и масштабирование бизнеса выводит их самих на новый уровень, заинтересованы в развитии бизнеса. Для того, чтобы люди активно и осознанно участвовали в создании будущего компании, владелец компании должен посвятить сотрудников в планы развития. А потом постоянно акцентировать внимание на то, как выполнение задач способствует достижению стратегического плана. Так, команда будет вдохновлена, владелец компании получит поддержку и нейтрализует сопротивление со стороны сотрудников, которое часто возникает при введение изменений.

Не только желание, но и мотивация персонала играет важную роль в достижении стратегических результатов. Создайте систему бонусов, которые стимулируют  выполнять новые задачи. И это не обязательно должны быть премии. Это может быть возможность карьерного роста или бОльшая самостоятельность в построении плана развития компании. 

Интересно, что когда бизнес только создается, стратегия всем ясна и понятна: создать хороший продукт, найти персонал, научиться хорошо обслуживать клиентов, начать получать деньги. На тот момент сотрудники понимают, что именно и с какой целью они делают. Но когда для роста нужно делать следующий шаг, у владельца часто нет решительности или знаний, чтобы пересмотреть стратегию и вдохновить свою команду на следующий уровень развития компании.

Стратегическое управление целиком и полностью лежит на владельце. Он ставит цели, он - лидер, он решает куда движется его компания, каким курсом она идет. Никто не может принять решение о том, куда двигаться, кроме него. Но владельцы компании такие же люди, и ими зачастую движет страх ошибиться. А ошибки постановщика целей могут стоить работы многим людям. Поэтому владельцу компании важно учиться управлению, постоянно получать знания в этой сфере, а главное - их применять.

Уровни принятия решений руководителями

Те руководители, которые потерпели поражение и самоустранились от управления своего бизнеса, приняли «решение не быть». Они ищут человека, который бы выполнил работу за них или следуют советам «эксперта», отказываясь принимать решения самостоятельно. Владелец, который находится на этом уровне, по сути не управляет своей компанией и ведет ее в никуда.

Уровень "нерешительности"

Если владелец осознает, что стратегия нужна и ему следует определиться с ней, но боится брать за это ответственность, то он находится на уровне «нерешительности». Как правило такие владельцы считают, что развитием компании должны заниматься  руководители подразделений. На этом уровне есть сомнения, но нет действий.

Уровень "иррациональных решений”

Когда владелец начинает чудить и экспериментировать, он находится на уровне "иррациональных решений”. Здесь уже появляются реальная деятельность. Но, к сожалению, решения, принятые иррационально, разрушают компанию, коллектив и приводят к разочарованию. Владелец на этом уровне выступает в качестве лидера, так как у него достаточно энергии, чтобы добиваться своего, и его решения реализуются. Но ему не хватает знаний.

Уровень «высокой нерешительности»

Осознав, что такие необычные решения не работают, но не утратив желания действовать, можно подняться на уровень «высокой нерешительности», который характеризуется непониманием того, что же конкретно делать и какой путь развития выбрать. Есть понимание, что делать не следует, но непонятно, что предпринять.

Уровень «решения, которые невозможно реализовать»

Если владелец бизнеса замотивировался от книги или семинара и говорит своей команде: «Мы будем выходить на мировой уровень и станем лучшими в своей области», но не говорит, как конкретно это произойдет и какие шаги будет необходимо совершить, то это - «решения, которые невозможно реализовать», потому что нет конкретики, нет плана. Владельцу на таком уровне не хватает знаний о том, как создать реализуемый план.

Уровень «решения, которые можно реализовать»

Создание выполнимого плана относится к «решениям, которые можно реализовать». Это уровень владельца, который умеет разрабатывать эффективные планы и может быть настойчивым настолько, чтобы воплотить их в жизнь.

Как уже отмечалось выше, разработка стратегии — это одна из важнейших функций владельца компании. Но его реализацией занимаются руководители подразделений, которые разрабатывают тактические задачи, и координируют свои подразделения. Руководители должны строить деятельность своего отдела таким образом, чтобы она способствовала выполнению стратегического плана.

Ко всем статьям →