Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяИнструменты управленияИзмеряем эффективность сотрудников

Измеряем эффективность сотрудников

Содержание

Поговорим об измерении результатов работы сотрудников.

При росте бизнеса легко потерять контроль над продуктивностью сотрудников. И когда встаёт вопрос об увеличении зарплаты или увольнении, нужны объективные данные, на которые можно опереться. Оценить эффективность сотрудников помогают KPI (key performance indicator) .

Зачем измерять эффективность сотрудников

Часто в компаниях отсутствует ежедневное или еженедельное измерение результатов работы. Например, менеджер по продажам, может работать не в полную силу, надеясь сделать больше продаж в конце месяца, но приходит последняя неделя, и он не успевает выполнить свой план. А у другого менеджера падают продажи на протяжении всего месяца, а значит, что он совершает какую-то ошибку. Но так как эффективность работы не измеряется и не отслеживается, он этого не замечает и узнает о падении только в конце месяца. 

Чтобы эффективно управлять какой-то деятельностью и иметь возможность влиять на её результаты, надо измерять эти результаты. Для этого на каждую должность в компании вводят KPI и ключевые метрики. Их задача - измерить, как хорошо поработал сотрудник, как он выполнял свои обязанности в течении месяца. Например, сколько новых договоров он заключил, сколько товара продал, сколько провёл презентаций, сколько новых клиентов обзвонил, сколько рекламных кампаний запустил и сколько клиентов они привели, сколько написал и разместил текстов в блог и так далее. Огромный плюс метрик в том, что они помогают оценить работу сотрудника объективно, независимо от личностных отношений с руководителем и другими членами команды.

Идеально, когда при приеме на должность к ней уже прописаны KPI и новый сотрудник заранее будет знать, какой результат от него ждут. Но даже если в вашей компании еще нет метрик, вводите их как можно скорее, и вы увидите, как вырастут результаты вашей компании.

Зачем нужны графики

Для отслеживания показателей удобно использовать графики, которые отражают, как меняются результаты во во времени. Это могут быть ежедневные или еженедельные графики, на которых будут видны уровни падения и роста.

Например, в коллективе возник конфликт и “старенькие” менеджеры уверяют руководителя, что недавно принятый на работу сотрудник не справляется с обязанностями и не правильно продаёт. Однако, график показывает, что уровень продаж новенького сотрудника выше, чем у остальных. Графики помогают понять, что действительно происходит в той или иной сфере бизнеса. Они помогают отследить незначительные падения или взлёты, а значит, проанализировать почему это произошло. Графики отражают закономерности, которых не будет видно, если данные будут хранится в таблицах.

График должен показывать результаты: у менеджера по продажам - объем продаж, у маркетинга - количество новых привлеченных клиентов, у секретаря - количество принятых звонков. Благодаря измерениям и тому, что сами сотрудники видят свои графики и графики своих коллег, люди включаются в соревнования и улучшают свои результаты. Сотрудник начинает думать, может ли он что-то улучшить в своей работу, чтобы график пошёл вверх. 

Измерение результатов помогает увеличить эффективность сотрудников на 20% , что в свою очередь, приводит к увеличению прибыли компании. 

Чек-листы

Есть должности, на которые ввести конкретные метрики довольно сложно. Непонятно, как измерить эффективность работы уборщицы, юриста или офис менеджера, который отвечает за снабжение офиса. Поэтому для таких должностей создают чек-листы, в которых перечислены пункты, которые должны выполнять сотрудники. Например:  чистые корзины для мусора, чистые ухоженные цветы, отсутствие пыли, наличие канцелярии, чая, кофе и т.п. 

Эти списки помогают сотруднику понять, что конкретно надо делать, а руководителю помогают оценить, как хорошо сотрудник выполняет свою работу. За разные пункты, в зависимости от сложности выполнения, можно назначать разное количество баллов. Чек-листы помогают оценить результативность работы. 

Как внедрять KPI

Каждый процесс в компании можно и нужно измерять. Иногда показатель можно определить довольно быстро, иногда на это требуется время. И надо подумать, какой показатель ввести на ту или иную область.

Выше мы уже отмечали, что в первую очередь нужно ввести KPI на каждую должность, чтобы сотрудники понимали, противятся внедрению KPI и не хотят брать ответственность за показатели, потому что они не понимают, какой результат от них ждут. 

В компании бывают сотрудники-универсалы, которые выполняют множество разных функций: они и продают, и оформляют поставки на склад, и готовят документы на оплату. Такой сотрудник, по сути, занимает не одну должность, а три, и на каждую из них должна быть метрика. 

Также нужно вводить метрики на проблемные зоны отдела или должности. Например, простаивает производство. Но проблема не в самом производстве, а в отсутствии заказов. Значит, смотрим, как работает отдел продаж, вводим метрики. Дальше оцениваем, как работает отдел маркетинга, достаточно ли клиентов он привлекает. Водим метрики для отдела маркетинга. Если, например, проблема в том, что клиенты не вовремя получают свои заказы или в компании достаточно большой процент отказа из-за брака, то вводим соответствующие метрики на производство. А также разбираемся с логистикой. Так, отдел продаж будет знать ожидаемое ежемесячное  количество продаж, отдел маркетинга будет понимать, сколько клиентов они должны привлекать, а производство получит данные о требуемых объемах.

При внедрении KPI на узкое место, также нужно контролировать ещё и те показатели, которые помогают держать эту область на растущем уровне. Например, количество проведённых презентаций с новыми клиентами или запущенные рекламные кампании.

Читайте подробную статью о том, как внедрить KPI, в нашем блоге.

Метрики нужны не для проверки работы сотрудников, а для анализа деятельности компании. Анализируя тренды графиков, можно делать прогнозы по компании.

Заключение

Чтобы управлять людьми, нужно иметь беспристрастную систему измерения результатов, которая позволяет оценивать, как работает сотрудник. Метрики - это конкретные показатели, которые помогают понять производительность в конкретной области. Они показывают, какой конкретный результат ожидается от должности, помогают найти проблемные места в компании и удерживать фокус на результате. 

При отсутствии измерений эффективности, ответственность сотрудников со временем будет снижаться. А наличие объективной и наглядной системы в виде графиков, наоборот, способствует здоровой конкуренции и росту мотивации. Отслеживайте результаты и эффективность сотрудников вашей компании будет расти.

Ко всем статьям →