Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяИнструменты управленияФинансовое планирование

Финансовое планирование

Уникальное торговое предложение Франчайзинг: принципы, преимущества и риски

Расскажем, что такое финансовое планирование и как оно помогает развитию компании.

Вы узнаете, что происходит с компаниями, когда финансовое планирование отсутствует. А также расскажем причём здесь механизм распределения денег в компании и согласование заявок на выделение средств.

Что такое финансовое планирование

Финансовое планирование — определение финансовых целей, которые хочет достичь компания, и создание плана по их достижению, с учётом имеющихся ресурсов и внешних обстоятельств. Также оно включает в себя контроль реализации плана.

План должен содержать всё необходимое для достижения поставленной цели: 

  • разные виды деятельности (производство, разработка, маркетинг, продажи и др)
  • ресурсы (денежные, человеческие, временные)
  • оборудование и материалы;
  • сроки реализации

Финансовое планирование - это своеобразный прогноз расходов и доходов. Оно показывает сферы бизнеса, где понадобится больше ресурсов, чтобы достичь поставленных финансовых целей. Например, увеличить рекламный бюджет, доработать сам продукт, нанять больше менеджеров по продажам, а для этого нужен hr-специалист и т.д.

Благодаря финансовому плану, можно следить за достижениями компании и оперативно решать возникающие проблемы. Финансовый план - это карта, по которой будет ориентироваться компания, чтобы достичь цели. Бизнесы, практикующие финансовое планирование, быстрее масштабируются и увеличивают доходы, чем те, кто этим не занимается.

Финансовое планирование - это совокупность всех шагов по достижению стратегической цели в денежном эквиваленте. Он отражает, что надо сделать бизнесу и сколько денег нужно потратить, чтобы достичь поставленной цели.

О том, как планирование деятельности связано с финансами компании, рассказали в нашей статье.

В составлении финансового плана должны принимать участие все руководители отделов. Только они знают, какие ресурсы и в каком количестве им нужны, чтобы деятельность их отдела была успешной, а задачи реализовывались в срок. Так, деньги компании будут применяться более рационально, а руководители возьмут на себя ответственность за результат. Управление деньгами компании - важнейшая составляющая успеха.

Отсутствие финансового планирования

  • Когда в компании отсутствует финансовое планирование, решения принимаются “на обум”. Бизнес может упустить возможности и совершить ошибки.
  • Также без планирования в компании возникает много необоснованных и ненужных трат. Когда сотруднику нужно согласовать необходимую оплату, он не понимает, кто и какие расходы согласовывает в компании. В такой ситуации сотрудники чувствуют себя в роли просителей.
  • Когда в компании в целом, и в отделах в частности, нет финансового планирования, сотрудники не понимают, на что могут рассчитывать, а значит, не несут за это ответственность, а значит, гораздо меньше включены в свою работу.
  • Без финансового планирования, в компании очень медленно одобряются расходы на нужные траты, а сам собственник тратит много времени на вопросы по распределению средств.
  • И самое главное, в компании может не оказаться денег на стратегически важные траты: рекламу, закупку материалов, ремонт оборудования, аренду, зарплату и так далее.

Распределение денег в компании

Важной составляющей финансового планирования являются правила распределения денег внутри компании и механизмы контроля. Когда компания запускает процесс согласования каждого расхода, удаётся избежать множества ненужных расходов.

В  основе такого механизма лежит умение каждого участника команды правильно обращаться с ресурсами компании и нести за это ответственность. 

Ресурсы - это не только деньги, это и оборудование, и техника, и канцелярия и т.д. Когда ответственный сотрудник понимает, сколько стоит ремонт принтера, офисной мебели или сколько денег потеряет компания в случае неработающего интернета - это меняет уровень ответственности за возложенные на него обязанности. Чтобы хорошо выполнять свою работу, сотрудники должны иметь доступ к деньгам компании. Маркетолог должен знать, сколько он может потратить на контекстную рекламу или на рекламу в соцсетях. А системный администратор должен иметь возможность оплатить интернет и купить вовремя нужное оборудование. 

Для этого существует механизм одобрения расходов, основой которого является заявка на выделение определенной суммы средств на конкретные цели. Составляет такую заявку сотрудник, который отвечает за определённую область деятельности.

Одобрение расходов

Расскажем, как выглядит идеальный механизм создания и одобрения заявки на расходы:

  1. Любой член команды может создать обоснованную заявку на выделение выделения денег на свою задачу. Для этого он указывает проблему, решение,  экономическое обоснование и тип расхода, прикрепляет к заявке необходимые файлы.
  2. Пока заявка не согласована, сотрудник может её изменить.
  3. Далее заявка должна пройти ряд согласований, и после того, как последний сотрудник её одобряет, она получает статус “Согласовано”.
  4. Отклоняя заявку, нужно указать причину отказа и заявка перейдет в статус “Отклонена”.
  5. Отклоненную заявку можно поставить на повторное согласование, но все этапы согласования нужно будет проходить заново.
  6. Когда заявка перешла в статус “Согласовано”, бухгалтерия может её оплатить. 

Подобное одобрение расходов помогает планировать траты, сократить ненужные расходы и использовать деньги рационально.

Заключение

Когда в компании внедряется финансовое планирование, она начинает больше зарабатывать, так как все траты берутся под контроль. В ходе внедрения финансового планирования становятся видны регулярные расходы, часть из которых уже не актуальна для компании, а значит, сразу можно сократить издержки на 10-15%. 

Каждый сотрудник может получить деньги на реализацию конкретной задачи и ему понятны этапы согласования расходов. 

Внедрение финансового планирования позволяет оценить, на какие отделы тратится больше всего денег. А значит, можно будет установить лимиты для отделов, контролируя их расходы, исходя из бюджета организации. Самое главное, что финансовое планирование позволяет владельцу компании заниматься стратегией и развитием компании, а не постоянным согласованием трат.

Также читайте: Основные финансовые показатели

Связанные термины