Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяМенеджментГайд: 6 шагов к системному бизнесу

Гайд: 6 шагов к системному бизнесу

19 мая 2022

Содержание

Сегодня системный бизнес - это желанная эталонная модель управления для многих предпринимателей. Хоть каждый и представляет этот путь по-разному, цель у всех одна: настроить все так, чтобы работало, как швейцарские часы, приносило прибыль и не пожирало время.

Рассказываем, что такое системный бизнес и какие шаги надо предпринять, чтобы его построить.

Что такое системный бизнес

Если вы решите погуглить, то не найдете единой формулировки, определяющей, что такое системный бизнес. Но интуитивно понятно, что системный бизнес — отлаженный и безупречно функционирующий механизм. При этом основные процессы в бизнесе работают без прямого участия основателя.

Системный бизнес — это не бизнес без собственника. Это бизнес, в котором владельцу не надо самому крутить педали в каждом процессе.

Системный бизнес это когда:

  • владелец не участвует в оперативном управлении компанией;
  • длительное время компания может уверенно работать без топ-менеджеров;
  • нестандартные ситуации решаются без одобрения собственника;
  • нет «незаменимых сотрудников»;
  • все бизнес-процессы состоят из простых методов работы;
  • применяются инструменты, увеличивающие эффективность работы команды.

Рассмотрим 5 основных шагов, которые трансформируют систему управления и сделают её системной. 

1. Разложить всё по полочкам

Первый шаг на пути к системному развитию бизнеса – построить четкую структуру компании. Она даст представление, как работают подразделения, кто что курирует и кто за что отвечает.

Проще говоря, так вы поймете, из каких деталей состоит ваш бизнес. Представьте, что ваш бизнес - автомобиль. Если вы не представляете, как собрать из огромного числа деталей машину, которая потом ещё и поедет, то ваши дела плохи. А в наше время система координат меняется так быстро, что подстроиться под нее может только владелец, который понимает, какую деталь заменить.

Выстроить иерархию и сделать наглядную схему подчинения можно просто и быстро, используя Структуру компании. В ней также можно прописать итоговый результат к каждой должности.

2. Понять ради чего работает компания

Нет, конечно, пока мы не наведём порядок в иерархии, браться за ценности и политику компании нет никакого смысла. Хотя у каждого бизнеса всё индивидуально, ясно, что именно идеология и помогают добиться от команды результатов.

Системные проблемы бизнеса очень часто упираются в отсутствие единой глобальной цели. Именно она дает энергию и заинтересованность и сотрудникам, и самому владельцу. Общие ценности спасают от эмоционального и профессионального выгорания, придают смысл работе.

Что касается четких правил, то всё, как в жизни. Чтобы построить системный бизнес, нужно установить правила и стандарты работы.

3. Прописать основные процессы

Знание, как работает ваш бизнес со всеми секретами, лайфхаками и тонкостями, должно быть не в светлых головах ваших сотрудников и даже не в вашей голове. Оно должно быть детально прописано и зафиксировано в регламентах.

Чем раньше начать это делать, тем легче будет управлять процессами, когда их будет становиться больше. Правила появляются с первых дней работы, и их нужно сразу фиксировать и хранить в одном месте. Проще добавлять информацию по чуть-чуть, чем записывать все процессы, когда они уже существуют.

Когда появляется какая-то ситуация, которую нужно описать, сразу добавляйте в регламент в Базу знаний и создавайте на основе регламентов обучение. Так ваши сотрудники всегда будут знать актуальные процессы.

4. Знать цифры

Управлять бизнесом без информации всё равно, что летать на самолёте без приборов: движение есть, но за результат никто не отвечает. Ни один бизнес не станет успешным, если не будет принимать решения на основе реальных цифр. 

Данные, отраженные в графиках и таблицах наглядно демонстрируют, какое направление в данный момент «проседает» и требует внимания и контроля. Метрики дают возможность быстро вычислять проблемные места.  Можно смотреть с самого утра за изменениями графика, можно сравнивать разные периоды, можно видеть взаимосвязь между показателями.

И чем быстрее владелец видит изменения, тем быстрее он может принимать решения и тем стремительнее развивается компания. 

5. Искать качественные кадры

От персонала зависит очень многое. Это не сказка - это факт. Как вы нанимаете людей? На что обращаете внимание?  Существует ли стандарт адаптации новичков? Что для вас самое важное в кандидате – совокупность знаний и компетенций или умение выполнять поставленные задачи?

Да, бизнес не будет расти без людей, какие бы технологии не приходили в нашу жизнь. Собирать команду нужно по четкому и понятному плану, чтобы не получилось, что вы 

строите дом без проекта и чертежа.

В отсутствии системного подхода даже наличие правильного сотрудника не дает ожидаемых результатов. Если в вашем бизнесе нет понятий – правила работы, корпоративная культура, система KPI, программа адаптации, то, увы, этот хаос поглотит и уничтожит самого правильного кандидата.

Мало понимать, какой специалист нужен вашей компании, нужно вкладывать в свою команду, чтобы каждый в ней осознавал ценность собственного вклада в процветание бизнеса.

Внедряйте обучение в компании, и вам не придется повторять одно и то же сотни раз. Запишите на видео курс руководителей, оформите систему тестов, сгруппируйте корпоративную библиотеку по отделам и настройте автоматическую систему проверку. Этого достаточно, чтобы стимулировать команду расти, при этом не тратить драгоценное время.

6. Делегирование

Многие владельцы бизнеса хотят добиться больше самостоятельности от подчиненных. Для этого важно наделять сотрудников полномочиями, за которые они могут нести ответственность. Давайте команде свободу действий. 

Делегирование - важный инструмент управления, который помогает:

  • сотрудникам нести ответственность за результат;
  • снять с владельца лишние операционные задачи.

На этом этапе важно научиться правильно ставить задачи и фиксировать их в одном месте.

Подробнее рассказали в статье Планирование и постановка задач.

К чему пришли

Развитие – это всегда залог успеха. Менять свой подход, улучшать, систематизировать и масштабировать свой бизнес – дело непростое.  С лету запустить его будет сложно, учитывая, что останавливать рабочие проекты в это время никто не будет.

Систематизация нужна и для крупных игроков, и для тех, чья команда не превышает и 10 человек. Как только возникает желание расти, развивать новые отделы, решать сложные задачи, приходится наводить порядок и систематизировать бизнес.

Также читайте кейс, как структура компании помогла основателям компании “СпбФундамент” увидеть точки роста.

Ко всем статьям →