Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяМетрикиКак измерять эффективность обучения в бизнесе

Как измерять эффективность обучения в бизнесе

Содержание

Представьте, что вы провели тренинг для своих сотрудников и потратили на это 100 000 рублей. Любой предприниматель после этого спросит: «А какую выгоду получила компания?». Увеличились ли продажи? Или сотрудники стали более лояльными к бизнесу? Нужно ли оно персоналу в принципе или вы просто как великодушный меценат потратили кругленькую сумму в угоду трендам и бизнесовой моде.

Бизнес любит счёт. И эффективность процесса обучения тоже нужно считать. Другой вопрос, что сделать это не так-то просто. Но в этой статье мы постараемся разобраться, как измерять эффективность обучения в бизнесе.

Сложности оценки эффективности обучения

Оценить эффективность обучения сотрудников трудно, потому что удовлетворенность сотрудников обучением или прохождение аттестационных тестов, не всегда напрямую влияет на финансовые показатели.

В магазине мебели «Удобный дом» прошло обучение по продажам. И продажи дивана «Королевское ложе» действительно выросли. Но в этот момент производитель мебели запустил мотивационную программу, по которой продавец получает 5% от стоимости дивана в качестве премии. И хотя обучение менеджерам понравилось, но денежная мотивация сыграла для них первоочередную роль.

О том, как «не слить» клиентов: инструкция для менеджеров продаж и их руководителей

Бывают случаи, когда эффект от обучения нельзя увидеть сразу. Требуется несколько месяцев, чтобы специалисты научились свободно применять новые инструменты в своей работе. В таком случае диагностика эффективности программы сразу после тренинга или курса тоже будет не объективной.

Так или иначе, необходимо ставить цели для обучения и считать показатели по ним. Нужно помнить, что обучение — это не таблетка, которая в одночасье решит все проблемы. Это долгосрочный процесс, работающий на будущее компании.

Какие показатели можно использовать для оценки эффективности обучения

Любая программа корпоративного обучения должна решать проблему компании: повышение продаж, развитие сервиса, улучшение внутренней коммуникации, повышение EQ и т.п. И если чтобы измерить эффективность работы сотрудника, отдела или компании в целом, мы используем KPI, то для оценки результатов образовательных программ есть свои показатели.

Метрики для оценки эффективности обучения

  • Количество сотрудников, успешно прошедших обучение.
  • Прохождение/непрохождение теста.
  • Насколько хорошо решения по обучению соответствуют рабочим функциям.
  • Скорость изменения поведения, связанная с тренировочными решениями.
  • Влияние обучающих решений на KPI.
  • Коэффициент финансовой отдачи.

Часто решение о том, как будет измеряться эффективность обучение персонала, приходит уже после того, как программа создана и запущена. Хотя на самом деле эти метрики должны быть определены на этапе анализа потребностей в обучении.

Как выбрать показатели для диагностики эффективности обучения

Несколько рекомендаций от экспертов и L&D-менеджеров, которые помогут определиться с главными метриками.

  • До начала разработки программы проконсультируйтесь с заинтересованными сторонами — менеджерами, собственникам — какие показатели их интересуют..
  • Сосредоточьтесь на показателях, которые можно измерить количественно. Эти цифры точно будут объективны. Субъективные оценки часто вводят в заблуждение и их трудно проверить.
  • Оценка эффективности обучения требует усилий. Не старайтесь измерить всё и сразу. Сосредоточьтесь на тех метриках, которые помогают оценить ключевые стратегические результаты.
  • Старайтесь не выделять низкоуровневые показатели, такие как количество зачислений и количество завершенных уроков. Не тратьте на них время.
  • Даже если вы столкнулись с плохими результатами, расскажите о них честно. Примите неудачу и извлеките из неё уроки.

Модели для измерения эффективности обучения сотрудников

Есть несколько моделей показателей обучения, которые можно выбрать для измерения эффективности обучения. Ниже кратко рассказываем об известных. Многие организации используют одну или несколько из них, иногда модифицируя их в соответствии со своими потребностями. 

Модель оценки переноса обучения (LTEM)

LTEM представляет собой восьмиуровневую стратегию оценки: 

  • посещаемость;
  • активность;
  • восприятие учащегося;
  • знания;
  • компетентность в принятии решений;
  • компетенция задачи;
  • передача;
  • последствия передачи.

Эта модель наглядно показывает, что первые два уровня (посещаемость и активность) не предоставляют достаточно данных для определения эффективности, но обеспечивают основу для каждого последующего уровня.

Метод успеха

Вместо того, чтобы сосредотачиваться на уровнях успеха конкретных программ обучения, эта модель измеряет, насколько хорошо организация использует обучение. В рамках метода рассматриваются факторы, не связанные с программой обучения, которые могут повлиять на производительность сотрудников и результаты бизнеса.

Модель оценки контекста, ввода, процесса и продукта (CIPP)

Модель CIPP измеряет влияние контекста, ввода, процесса и продукта, его устойчивость, эффективность и транспортабельность. Эта модель используется на протяжении всего обучающего решения, а не после него.

Уровни оценки Киркпатрика

Модель Киркпатрика можно назвать самой распространенной моделью. Она измеряет:

  • реакцию учащихся;
  • сохранение знаний;
  • изменение поведения;
  • влияние на бизнес.

В чем плюсы оценки эффективности обучения

Если начать измерять показатели эффективности корпоративных курсов с самого начала, то это поможет бизнесу во многих аспектах.

  1. Позволяет услышать мнение сотрудников

Персонал компании — первые потребители созданного вами образовательного продукта. И важно услышать их мнение: нравится он им или нет. Возможно, программа получилась слишком скучной или уроки сделаны по темам, которые совсем не интересны работникам. А может им нравится контент, но не подходит формат подачи. Как при создании любого информационного продукта, важно собирать обратную связь и модернизировать программу под запросы потребителя.

  1. Помогает улучшить обучающий курс

Если в начале обучения вы поставили цели и KPI для программы, то сравнив «план — факт», вы поймете, что нужно изменить в системе обучения, чтобы она приносила нужные результаты.

  1. Обеспечивает привлечение дополнительного бюджета

Акционеры и собственники говорят на языке цифр. Если они не увидят экономических результатов, то финансирования программы обучения может быстро сойти на нет. Чтобы средства на образовательные проекты продолжали поступать, менеджеры по обучения и разивтию, должны грамотно обосновать текущую потребность в них. 

Что нужно запомнить из этой статьи

Эффективность процесса обучения надо считать. Но многие компании не делают это, а зря. Оценка эффективности обучения:

  • позволяет услышать мнение сотрудников;
  • помогает улучшить обучающий курс;
  • обеспечивает привлечение дополнительного бюджета.

Показатели для оценки эффективности должны соотноситься с целями обучения и быть установлены на этапе выявления потребности в обучении. Лучше, если метрики будут количественными, они более объективны. Такими метриками могут стать:

  • количество сотрудников, успешно прошедших обучение;
  • прохождение/непрохождение тестов;
  • насколько хорошо решения по обучению соответствуют рабочим функциям;
  • скорость изменения поведения, связанная с тренировочными решениями;
  • влияние обучающих решений на KPI;
  • коэффициент финансовой отдачи.

Нужно помнить, что обучение — это не таблетка, которая в одночасье решит все проблемы. Это долгосрочный процесс, работающий на будущее компании.

Также читайте: Дашборд рекрутинга: за какими данными должен следить HR

Ко всем статьям →