Помогает ли метод критического пути закончить проект в срок
Бывает, что серьёзные проблемы с проектом проявляются, когда его уже пора завершать. Казалось бы всё шло отлично, но вдруг выскакивают задачи, про которые никто не подумал.
К счастью, такого сценария можно избежать. Для этого применяют метод критического пути проекта.
Метод критического пути в управлении проектами
Метод критического пути используется для планирования и управления проектами. Цель метода критического пути - закончить проект своевременно.
Критический путь - последовательность задач, которая влияет на весь проект. Заняться следующей задачей не получится, пока не выполнена прошлая. Для реализации нужно выполнить всю цепь задач, составляющих критический путь.
Когда сроки выполнения одной из задач нарушаются, о срываются сроки и всех следующих задач. Следовательно, весь проект будет завершён позже.
Например, пока швейная фабрика не закупила ткани, она не сможет начать шить платья. Если ткани на производство поступят с опозданием, то пошив начнется позже. Платья будут готовы не во время и с опозданием отправятся к клиенту.
Принцип метода критического пути помогает расходовать деньги, силы сотрудников и другие ресурсы таким образом, чтобы своевременно выполнить все задачи.
Например, руководитель проекта по запуску проката каяков составляет план с дедлайнами по всем основным задачам: когда они должны быть куплены, оборудовано место для хранения, запущена реклама в соцсетях. В результате команда проекта чётко понимает, на что и в какое время нужно направлять основные усилия.
Поиск критического пути проекта
Чтобы найти критический путь в абсолютно любом проекте, нужно пройти шесть шагов. Допустим, несколько друзей решили запустить онлайн-магазин кроссовок.
Поиск задач
Нужно прописать все работы, которые необходимо сделать открытия магазина. Для этого отлично подходит построение структуры разделения работ - WBS (work breakdown structure).
Суть этого метода проста. Итоговую цель проекта делят на задачи, их на подзадачи. Последовательность выполнения этих задач и составляет проект.
Цель запуска онлайн магазина кроссовок разделяют на 3 большие задачи:
- покупка кроссовок,
- создание площадки для онлайн торговли,
- запуск рекламы.
К этим задачам прописывают подзадачи.
Чтобы закупить товар, нужно выбрать поставщиков и определиться с моделями.
Чтобы создать онлайн площадку, надо решить где её создавать. Например, в Telegram или в "ВКонтакте". Также, потребуется разработать дизайн.
Чтобы запустить рекламу нужно определиться с каналами, объёмом бюджета, креативами и периодичностью.
Поиск зависимостей
Этот шаг даст понять, в каком порядке выполнять работы. Понять как задачи связаны между собой помогают вот такие вопросы:
- какую задачу необходимо завершить, перед тем, как заняться этой;
- какие задачи надо сделать одновременно с этой;
- какие задачи нужно сделать по завершение этой.
Перед выбором поставщика нужно определиться с модельным рядом. Затем надо посмотреть, у каких поставщиков есть такие модели и из них выбирать. А заказать кроссовки, не решив у кого именно, не получится. Следовательно, одна из последовательностей выглядит так: выбрать модельный ряд - определить поставщика - оформить заказ.
Построение сетевой диаграммы
Когда зависимости определены, строится сетевая диаграмма плана всего проекта. Она визуализирует, в каком порядке нужно выполнять задачи.
Сетевая диаграмма всегда начинается с первой задачи проекта и заканчивается последней.
В случае с онлайн магазином кроссовок первой задачей будет выбор модельного ряда, а последней оплата рекламы онлайн магазина.
Сетевая диаграмма покажет последовательности задач и какие из них могут выполняться параллельно.
Например, задачи по закупке кроссовок и выбору площадки для онлайн магазина можно делать параллельно. Как и все подзадачи этих задач. А вот запустить рекламу получится заняться уже только после того, как будет создан магазин.
Расчёт времени
Для каждой задачи делается прогноз: сколько времени на нее потребуется. Это время указывают в сетевой диаграмме.
Это могут быть часы, дни, недели и даже месяца. Главное, чтобы единица измерения для всех задач была общая, например, часы.
Пропишите не просто время, но и даты начала и окончания выполнения задач. Это поможет грамотно распределять ресурсы. Например, будет видно, что заниматься закупкой кроссовок и созданием онлайн площадки нужно одновременно. Значит нельзя это поручать одному члену команды.
Определение критического пути
Найдите самый длинный путь на сетевой диаграмме, но не по числу задач, а по времени - это и будет критический путь. Его выделяют цветом стрелок, соединяющих последовательность действий.
В нашем примере больше всего времени уйдёт на приобретение товара. Поскольку сначала придётся выбирать модельный ряд и поставщиков из множества предложений, затем ждать, пока кроссовки привезут.
Если у проекта сразу несколько критических путей, то вероятность не уложиться в сроки высока.
Обновление диаграммы
При изменениях в проекте: появлении новых задач, невыполнении сроков диаграмму нужно обновлять. При серьезных изменениях даже пересчитывают критический путь. Причём, не только в сторону увеличения сроков, но и в сторону их сокращения.
Что делать, когда критический путь найден?
Когда критический путь проекта определён, нужно делать всё возможное, чтобы вовремя решать задачи.
- Установите для них жёсткие дедлайны.
- Привяжите KPI к их выполнению.
- Привлекайте для их решения больше специалистов.
- Выделяйте больше денег, других ресурсов.
Не нарушайте дедлайны задач ВНЕ критического пути. Так они внезапно окажутся на критическом пути, сорвав сроки всего проекта.
Если вовремя купить кроссовки, но создание сайта затянется, то запустить рекламу в срок не получится. В итоге задача по сайту с её подзадачами окажется на критическом пути. А сроки проекта будут сорваны.
Вместо послесловия
Метод критического пути - классика проектного управления. Но метод сработает только когда его используют по-настоящему, а не для красивой диаграммы, которая успокаивает руководителя фактом своего существования. Это своеобразные наручные часы проекта, по которым регулярно сверяют время все члены команды.
Также читайте: Как выбрать сервис для управления задачами и проектами