Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяМенеджментНачинающий руководитель: инструкция по выживанию

Начинающий руководитель: инструкция по выживанию

Содержание

Подчиненные знают начинающего руководителя как коллегу, с которым проводили пятницы в баре или сидели за соседними столами, и воспринимают его часто не серьезно.

Сам человек, вступающий в должность, испытывает большой стресс. До того, как стать руководителем, человек занимался привычной рутинной деятельностью, которая была понятна и известна. А работа руководителя связана с неопределенностью и постоянным взаимодействием с людьми. Начинающий руководитель оказывается в хаосе. Вот несколько советов, которые помогут освоить должность управленца и начать получать первые результаты.

1. Разделить роль специалиста и роль руководителя.

У начинающего руководителя должна трансформироваться роль специалиста в роль руководителя. Важно понять, что он больше не менеджер по продажам, маркетолог или техник - он руководитель. Теперь сотрудник играет другую роль - роль начальника. 

Изменение роли требует другого общения, поведения и действий. У начальника отличные от специалиста функции и инструменты.

Когда с проблемой сталкивается специалист, он начинает её решать. Когда с проблемой сталкивается руководитель, он должен понять, КТО решит эту задачу быстро и качественно. Главный инструмент начальника - его подчиненные, на которых он оказывает воздействие.

Важно изменить собственное мышление. Переключиться с точки зрения специалиста на точку зрения руководителя. И чтобы это сделать нужно время.

2. Объясните коллективу свою новую роль.

Объясните коллективу в доброжелательной манере, что вы стали руководителем. “Вы знаете меня, как инженера, как маркетолога, как менеджера по продажам, но теперь я руководитель и это другая работа. Я буду действовать по другому и вести себя по другому, потому что это важно для нашего успеха, как команды”. Даже после такого заявления, коллективу будет не просто принять новую роль, но проговорить это необходимо.

3. Заслужите уважение.

Уважение означает почтительное отношение, основанное на признании достоинств и заслуг другого человека. До этого нового руководителя знали, как хорошего специалиста, рассчитывали на него, как на специалиста и уважали, как специалиста. А сейчас он попадает в сложную ситуацию, где у него нет заслуг. 

Поэтому необходимо получить результаты в роли руководителя. У нового руководителя нет предыдущих заслуг, на которые он может опереться. Окружающие еще не знают какой он руководитель. Возьмите в работу проект и сделайте его как команда, показав свою компетентность. Сотрудники в это время будут оценивать вас как руководителя. Задачb нового руководителя в это время: правильно делегировать, проявлять настойчивость, планировать и контролировать деятельность. Покажите, что вы настроены на результат. И команда увидит, что это приводит к крутым результатам. 

Начинающий руководитель должен заслужить уважение подчиненных. Когда подчиненные уважают руководителя, они не вступают с ним в дискуссии и не тратят время на обсуждение. Они следуют его рекомендациям и приоритетам и быстро получают результат.

4. Действуйте профессионально.

Руководитель - это профессия, этому важно учиться: читать книги, смотреть вебинары, ходить на курсы, изучать технологии и инструменты управления. Изучайте и внедряйте их на практике. Добейтесь, чтобы у подчиненных появились планы на неделю, на день, добивайтесь, чтобы они выполняли эти планы, устраивайте совещания, помогайте им в решении вопросов, расставляйте приоритеты.

Начальник должен следить за тем как подчиненные планируют свою работу, насколько они эффективны, он ставит большие цели, расставляет приоритеты и самое главное - осуществляет контроль.

5. Рассказывайте о достижениях.

Если у вас, как у руководителя, что-то получилось и результаты отдела растут, покажите это подчиненным. Они не понимают, что вы делаете как руководитель, и им будет тяжело увидеть заслуги начальника. Когда человек копает землю, это все видят. Но работа руководителя заключается в планировании, размышлении, удержании фокуса, проведения совещаний, разговоров с подчиненными - и эта работа не видима.

Покажите как планирования, совещания и координации влияют на результаты. Покажите графики роста результатов, или как обучение улучшило ситуацию в отделе. Важно показывать достижения. Чтобы подчиненные стали вас уважать, умеренно пиарьте себя, покажите им, как ваша работа руководителя связана с результатами.

6. Делегируйте.

Начинающий руководитель остро нуждается во времени. Чтобы решить этот вопрос, выпишите все личные и рабочие задачи. И задайте себе вопросы:

  • “Что изменится, если я это не сделаю?”. Если ничего не измениться, то откажитесь от этой задачи. Она вам не нужна. 
  • “Кто еще может это сделать?” И делегируйте эти задачи подчиненным или личному помощнику. Личная эффективность руководителя влияет на его продуктивность и достижение целей.

Руководить - не значит взять всю работу на себя, постоянно раздавать указания и вести жесткий контроль, когда все идет через подпись начальника. Такое поведение перекрывает кислород сотрудникам. Если все будет решать начальник, у коллектива пропадет мотивация и желание работать. Появится обученная беспомощность - за каждым вопросом персонал пойдет к начальнику, и у руководителя вообще не будет никакого времени.  

Делегируйте принятие решений сотрудникам в рамках их области ответственности. Руководитель не обязан все знать и во всем разбираться. Ищите лучших специалистов в рамках компании, привлекайте со стороны и поддерживайте желание сотрудников развиваться.

Разбираясь с задачами таким образом, останутся те, которые может выполнить только сам руководитель. Так освободится время на управление и стратегию.

7. Не ожидайте высоких результатов немедленно.

Вступая в должность, не рисуйте себе образ идеального руководителя и не ждите немедленных результатов. Это лишь будет вызывать лишнюю тревогу и потерю веры в себя. Поставьте цели конкретные, чтобы не формировать высоких ожиданий. Согласуйте эти цели с владельцем компании. И подводите итоги по целям, а не по придуманным критериям.

8. Принимайте решения.

Затягивание или избегание принятия решений - признак плохого руководителя. Из-за этого вопросы решаются слишком медленно, сотрудники либо ничего не делают, либо принимают решения сами или в обход руководителя.

Всегда принимайте решения. Пришел сотрудник с вопросом - дайте ответ, произошла какая-то ситуация, требующая решения - дайте его. Если решение оказалось неправильным - исправьте. Принятие решения - это важный управленческий навык, который нужно развивать.

9. Используйте управленческие инструменты.

Инструменты маркетолога - это метрики и данные, дизайнеры, которые делают креативы, рекламный бюджет. Инструменты руководителя - люди. Поэтому важно разобраться, как ими управлять. Как добиться того, чтобы люди следовали приоритетам и не были роботами, а проявляли творчество и инициативу. Как добиться того, чтоб люди не конфликтовали, а сотрудничали, решая проблемы на своем уровне. Для этого необходимо эффективно использовать управленческие инструменты: внедрить метрики, проводить совещания, планировать деятельность, расставлять приоритеты, взять под контроль выполнение задач и т.д.

10. Начните мыслить другими целями.

Специалист ставит цели, связанные с производством: объемы продаж, количество статей, продвижение бренда, горячие лиды и т.д. У руководителя - организационные цели, цели в отношении сотрудников и компании, связанные с ростом отдела, ростом результата.

От того, насколько хорошо руководитель выполняет свою работу, зависит будущее бизнеса. С хорошим руководить команда развивается и побеждает. Начинающий руководитель должен пройти путь трансформации из специалиста в руководителя,  сменить роль, инструменты и внутреннюю мотивацию.

Также читайте: 18 инструментов менеджмента

Ко всем статьям →