Содержание
Образ современного руководителя далёк от образа своенравного бездельника, который гоняет подчиненных. Управление – это ответственная работа, с готовностью решать срочные вопросы даже в выходные.
Основная задача управленца - достигать поставленных целей максимально эффективно. Из этого вытекают основные обязанности руководителя.
Основные обязанности руководителя
- Постановка цели
Компания всегда стремится к результату. И это не отчеты, табели, бесконечные планы и другая бумажная деятельность, а полезный и осязаемый продукт, который производит компания. А руководитель - это тот, кто может получить нужный результат, используя навыки, опыт и умения других людей. Что будет этим результатом, решает сам руководитель. Он сам ставит цель и следит, чтобы она была выполнена.
Однажды, проектировщики сказали Генри Форду, что невозможно сделать V-образный двигатель. И если бы он их послушал, то такой двигатель, рано или поздно, изобрела другая компания. Однако Форд был прирожденный руководитель, который всё таки достиг результата через своих сотрудников.
- Организация процессов
Руководитель должен оптимально организовать работу. Он проводит анализ текущей ситуации, оценивает, что нужно сделать, планирует деятельность с учетом дедлайнов, распределяет обязанности между сотрудниками и следит за их выполнением.
Он должен сделать так, чтобы все работало. А значит, наладить процесс обучения, согласования финансовых заявок и документов, внедрить процесс контроля качества, планирования деятельности, позаботится о безопасности компании, ввести ключевые показатели эффективности для отделов и сотрудников и так далее. Но это не значит, что он делает это своими собственными руками.
Задача руководителя - организовать процесс так, чтобы с каждым днём становилось лучше, качественнее, быстрее, эффективнее.
- Распределение обязанностей.
Этот пункт вытекает из первого. Делегирование - одно из важнейших умений грамотного руководителя. Руководитель должен не просто распределять задачи, но и делегировать ответственность за их выполнение. Важно правильно оценивать, какие задачи могут выполнять другие сотрудники. В обязанности руководителя входит эффективное использование человеческих ресурсов, которыми обладает компания, включая распределение задач с учётом опыта и знаний подчиненных.
Руководителю не нужно выполнять работу за сотрудников. Его задача - следить за процессом со стороны, чтобы видеть всю картину происходящего. Так он вовремя внесёт коррективы и сможет изменить “курс корабля”, если вдруг он собьется с пути.
- Согласование действий.
К цели идет не один руководитель, а каждый отдел компании и каждый сотрудник. От того, насколько скоординированы действия внутри команды зависит итоговый результат. Поэтому в обязанности руководителя входит обеспечение связи между сотрудниками. В этом помогает структура компании, регулярные совещания, согласование планов между отделами. Руководитель - важное коммуникационное звено в цепочке взаимодействий.
- Контроль.
Этот пункт не про контролирование каждого шага сотрудников и не про бесконечный разбор ошибок, а про оценку выполнения работы. Руководитель контролирует, на каком этапе выполнения находится задача, качественно ли сделана работа, укладываются ли сотрудники в срок. На основании этого он делает выводы и принимает решения.
- Формирование отношений внутри команды.
Обязанность руководителя создавать рабочие отношения в команде. Это довольно тонкая работа - в коллективе важно держать баланс между сотрудничеством и здоровой конкуренцией. Такой подход мотивирует людей на работу, не дает расслабится и улучшает показатели эффективности всей компании. От этой функции зависит вовлеченность людей в работу и их ответственность за общий результат.
- Анализ и аудит
Руководитель не просто анализирует результат, но и следит за промежуточными результатами. Он оценивает, насколько оптимально работают люди, технологии и процессы. А потом находит решения на проблемные области и реализует их в жизнь.
Руководитель – это человек, который помогает людям и машинам сделать их работу лучше. Он ставит цели, создает правила, по которым работает организация, формирует корпоративную политику и мотивирует команду.