Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяРуководителюТоксичный сотрудник: кто такой, как вычислить и что делать

Токсичный сотрудник: кто такой, как вычислить и что делать

Содержание

Люди - основа бизнеса. Правильно выстроенная команда, приумножает все ресурсы и достигает больших результатов. И наоборот, команда, не обладающая особыми качествами или экспертностью, может быть фантастически непродуктивна, тратить любой бюджет и не добиваясь результата.

Узнаете, в чем кроется причина неэффективных команд, какие качества людей мешают плодотворной работе. Также расскажем, кто такой токсичный сотрудник и как его вычислить.

Бывает, что команда из прекрасных специалистов не дает результат. Почему так происходит? Почему хорошие специалисты не приходят к результату?

Есть ряд качеств, которые влияют на то, чего достигает команда и делают бессмысленными даже экспертные навыки.

Неэффективные качества сотрудников

Вот несколько качеств, которые делают специалиста бесполезным для роста бизнеса.

1. Низкий темп. Проекты делаются на сверхусилии. Если в команде есть люди с низким темпом, которые не настроены на действие, а готовы порассуждать. С ними тяжело решать задачи. При прочих равных берите быстрых и решительных.

2. Неумение учиться - современный мир быстро меняется. Такого уровня трансформации никогда не было и скорость изменений нарастает. Если нет умения жить и творить в новых обстоятельствах, ты не можешь быть частью коллектива. Это касается любого человека в современном мире. Умение быстро адаптироваться и изучать новое - это конкурентное преимущество перед остальными.

3. Догматизм и неспособность меняться. Тотальные убеждения об определенном устройстве мира. В коллективе нужно искать компромиссы и уметь выстраивать договоренности, быть дипломатом. Нужно уметь слышать других и критично относится к себе, иметь в виду, что мнение может быть не единственно правильным. Стоит прислушиваться к альтернативной точке зрения, погрузиться в нее. И принять новую действительность и обстоятельства. 

4. Нелюбовь к своему делу. Отсутствие яркой любви к делу. Коллектив гораздо более продуктивен, когда люди в нем счастливы. А быть счастливым, не испытывая любовь к своему делу, не чувствуя отдачу и обратный эффект - не возможно. Если человек просто кодит, или добросовестно долбит рекламные кампании, чтобы закончив несчастный рабочий лень и заняться чем-то действительно интересным - это не продуктивный работник. Тот кто любит, свое дело, полностью в него погружен и испытывает удовлетворение, постоянно эволюционирует в деле, так как ему интересно. Он будет эффективен в деле. Его интерес и желание трудится полезно влияет на общее дело. 

5. Пессимизм и нытье. Жизнерадостность и энергетика очень важны в жизни проекта. Тот, кто вытаскивает клещами жизнь, так как знает, что ничего не получится, уверен, что это ни к чему хорошему не приведет - снижает оптимизм коллектива. Давайте таким людям честную обратную связь. Пессимизм и негативный взгляд на вещи отравляет жизнь окружающих. 

6. Токсичность. Неуважение к коллегам, неумение общаться, высокомерие, убежденность в том, что все вокруг не профессионалы. Какие бы эти люди не были звездными специалистами, по итогу они приносят больше вреда, чем пользы.

Рано или поздно компания может столкнуться с токсичным сотрудником, который ежедневно ухудшает атмосферу в коллективе.

Кто такой токсичный сотрудник

Токсичный сотрудник - тот, кто тем или иным образом разрушает атмосферу в коллективе. Он может часто жаловаться, злобно шутить или негативно высказываться в адрес коллег и заказчиков. 

Такие ребята опасны тем, что демотивируют коллег. Это может быть излишний перфекционизм и постоянная критика коллег с благим побуждением, но с негативным результатом. Они могут негативно высказываться в адрес руководителя и критиковать его действия. Токсичный сотрудник может не мешать напрямую, но он постоянно чем-то недоволен или всегда в плохом настроении. Люди могут распускать сплетни, переходить на личности, иметь неприятные привычки.

Токсичные сотрудники бывают разные. Тактику взаимодействия выбирают в зависимости от типа.

Типы токсичных сотрудников

1. Критик. Его постоянно что-то не устраивает, он недоволен зарплатой, количеством задач, изменениями в компании, стабильностью компании. Им не угодить, как бы не старались. Критика может быть полезной, когда она действительно конструктивна, но может и подрывать атмосферу в коллективе, настраивая коллег друг против друга. 

Если критик - профессионал, с которым не хочется прощаться, сначала прямо обсудите его поведение и попытайтесь объяснить на примерах, что именно не нравится и каких изменений ждете. Возможно, человек прислушается.

Если поведение не меняется, но терять его не хочется, попробуйте изолировать его от команды, например организовать перевод на дистанционную работу.

2. Сплетник. Работник распускает сплетни обо всех. Обсуждает и провоцирует конфликты, сталкивая лбами коллег. Выполнять совместные проекты с такими людьми очень тяжело. Но перед тем как уволить человека, попробуйте поговорить и ввести правила. 

Когда решитесь уволить сплетника, имейте в виду, что он может оставлять комментарии о компании. Постарайтесь сделать так, чтобы увольнение прошло максимально доброжелательно насколько это возможно. Во время реагируйте на негативные комментарии, если они появятся.

3. Всезнайка. Часто, это человек, который давно в компании и знает все лучше всех. Особенно тяжело с таким коллегой новичкам. Всезнайка расскажет им насколько неправильно они все делают и как надо. Он может критиковать руководство и его решения. Этот тип работников всерьез думает, что лучше всех знает как нужно действовать те или иные сферы. Он буквально готов дать свой ценный совет коллеге из любого отдела. И искренне будет уверен, что помог.

Сослуживцы чувствуют постоянное вторжение в их работу, неуместные замечания и неприятные высказывания. Как правило, разговоры на этих людей не действуют. Дайте этому человеку действительно сложное задание, и если он его с отличием выполнит, то может быть несмотря на токсичность стоит поработать с ним в коалиции, а если нет, то можно публично об этом рассказать. Метод неприятный, и может иметь негативные последствия, но, иногда такой холодный душ отрезвляет и избавляет от излишней напыщенности.

4. Лентяй. Избегает работу, старается попозже прийти в офис, пораньше уйти,  никогда не проявляет инициативу, а в рабочее время скролит ленту соцсети, смотрит видео на ютубе или играет в игры. Такому человеку могут помочь четкие задачи, строгий дедлайн и отчетность, например, тайм трекинг. Так вы поймете чем занят сотрудник в рабочее время.

Бывает, что в лентяя превращается адекватный сотрудник. В таком случае поговорите с ним и выясните причину. Возможно он начал выгорать или завален не интересными задачами. Узнайте, что не так и попробуйте решить проблему. Если это выгорание или личные проблемы, дайте отпуск, чтобы у него было время с этим справиться.

5. Балагур. Такой работник душа компании, он отлично находит общий язык с другими людьми. У него отличные софт-скилы, он отлично шутит, он буквально зажигает коллектив, но совсем непродуктивен. Он тратит время на общение, на перекуры, кофе брейки и другие мелочи, но не на задания. Несмотря на веселье, он негативно влияет на коллектив и разлагает рабочую атмосферу. Чтобы использовать его навыки, его можно отправлять на проведение презентаций, добавить ему задач, чтобы не хватало времени на посиделки.

В коллективе есть правила, которые создает начальство: рабочий режим, дресс код, кофе брейк, соблюдение регламентов. Токсичные сотрудники, показывают, что на правила можно наплевать. Они опаздывают, не выполняют поручения, наносят регулярный финансовый ущерб. Например, ломают оборудование, воруют, портят товар, подводят под штрафы. Они деморализуют персонал, ухудшают производительность труда, делают так, что другие начинают вести себя точно также. Если сначала один человек работал вполсилы, то сначала так начинает работать весь отдел, а потом и вся компания.

Во взаимодействии с токсичными сотрудниками важно помнить, что далеко не все зависит от вас. Можно создать условия, коммуницировать с токсичными сотрудниками, уговаривать, ставить условия и менять режим труда, но не изменить их. Если токсичный сотрудник никак не реагирует на просьбы и подходы, выход один - увольнение.

Также читайте: Как правильно уволить сотрудника

Ко всем статьям →