Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяHR-директоруКак обеспечить безопасность сотрудников

Как обеспечить безопасность сотрудников

Содержание

Люди регулярно сталкиваются с рисками, связанными с безопасностью рабочего пространства. Часто важность соблюдения правил безопасности осознается только после несчастного случая.

Расскажем, как обеспечить безопасность сотрудников и о правилах безопасного поведения, которые должен знать каждый работник офиса.

Люди проводят на рабочем месте восемь часов в день. Оно должно быть безопасным и не причинить вред здоровью. Проблемы со здоровьем возникают не только из-за несчастных или экстренных случаев. Это могут быть обычные явления, с которыми сотрудники сталкиваются каждый день:

  • пыль;
  • скользкий пол;
  • газы;
  • шум;
  • аварийное состояние здания;
  • вибрации;
  • сломанная техника;
  • не эргономическая мебель;
  • повышенная температура воздуха;
  • загроможденные лестничные пролеты.

Безопасность сотрудников - это не только наличие огнетушителей, планов эвакуации и указателей “выход”. Это комплекс мер, включающих в себя обустройство офиса, нивелирование последствий вреда профессии, удобная мебель, современная работающая техника, соблюдение правил безопасности всеми членами коллектива.

Безопасность рабочего места влияет на социальное, психическое и физическое благополучие людей любой профессии. Представьте себе сотрудника, который трудится в маленьком душном помещении, ему приходится сидеть на неудобном стуле, компьютер все время ломается, а принтер барахлит. За окном офиса проходит железная дорога, шум и вибрация которой сопровождает человека целый рабочий день.

На сегодняшний день, в результате нехватки знаний и недостаточного внимания, уделяемого здоровью и безопасности, несчастные случаи на работе становятся все более частным явлением. Однако, каждая компания, которая ценит свою команду, стремится создать максимально безопасную обстановку для коллектива.

Обеспечение безопасности сотрудников

Работодатель обязан обеспечить безопасность сотрудников и несет юридическую ответственность за подвергание персонала опасностям и рискам, связанных с работой. Эти требования отражены в Трудовом Кодексе Российской Федерации и дублируются в трудовых договорах и нормативных актах компании.

Работодатель обязан вести политику, которая обеспечивает безопасность на работе и создавать условия, способствующие сохранению здоровья не только коллектива, но и клиентов. Это:

  • разработка внутренней политики и программ в области здравоохранения и безопасности в соответствии с законодательством. Разработка и утверждение правил или инструкций по внутренней безопасности.
  • принятие всех мер, чтобы условия работы не причиняли вред сотрудникам, клиентам или обществу в целом.
  • соблюдение законов и правил в области здоровья, безопасности и экологии.
  • расследование несчастных случаев или заболеваний, вызванных профессиональной деятельностью;
  • допуск представителей власти к расследованию несчастных случаев;
  • сотрудники должны знать основы безопасности.
  • они должны быть уведомлены о рисках и опасностях, с которыми они могут столкнуться в процессе работы. Об этих рисках кандидата предупреждают перед официальным трудоустройством.
  • предотвращение аварийных ситуаций;

Компании с основательным подходом к безопасности своих сотрудников обеспечивает высокий уровень лояльности и удовлетворенности персонала. И тем самым зарекомендует себя как надежный работодатель, повышая свой бренд.

Что такое hr-брендинг компании, зачем нужен и как его сформировать, читайте в блоге.

Меры безопасности сотрудников

Многие факторы не всегда попадают в инструкцию по охране труда. Поэтому важно обращать внимание на правила, которые помогают обезопасить работу в офисе и сделать ее комфортной.

  • создание режима труда и отдыха;
  • проверка рабочих мест на соответствие нормам;
  • покупка исправного оборудования, а также его проверка, ремонт и замена сломанного;
  • содержание здания в хорошем состоянии;
  • обеспечение защиты от шума, пыли, вибраций и других вредных воздействий;
  • покупка защитных средств для категории сотрудников, которые работают в опасных условиях, включая спецодежду и обувь;
  • покупка сертифицированных средств индивидуальной защиты; 
безопасность сотрудников
  • разработка правил безопасности с учетом законодательства, также компания может создать дополнительные нормы для своих специалистов;
  • обучение персонала, новых сотрудников и руководителей технике безопасности проведение инструктажей и практических тренингов;
  • недопущение к работе сотрудников, не прошедших инструктаж;
  • оценка здоровья коллектива через организацию медицинских комиссий и лечения в санаториях;
  • социальное страхование сотрудников;

Вовремя предпринятые меры безопасности помогают исключить и минимизировать вероятность травм или профессиональных заболеваний.

Система безопасности сотрудников

Это комплекс знаний и средств для обеспечения безопасности сотрудников. Включает в себя пожарную безопасность сотрудников, правила поведения в офисе, соблюдение осторожности при работе с техникой и оборудованием, проведение инструктажей тренингов и другое.

Пожарная безопасность сотрудников

Пожар, это ситуация, которая может угрожать не только здоровью, но и жизни. Если вы заметили открытый огонь, задымление, почувствовали запах гари, или почувствовали повышение температуры в помещении, следуйте правилам эвакуации сотрудников при пожаре:

  • немедленно сообщите в пожарную часть по телефону 101, сообщите точный адрес, место возгорания и свою фамилию;
  • поставьте в известность руководителя;
  • примите меры по эвакуации людей в безопасное место. На каждом этаже здания размещен план эвакуации, где показано, как покинуть здание в экстренной ситуации;
  • сохраняйте спокойствие.
  • плотно закрывайте за собой окна и двери, так как свежий воздух способствует быстрому распространению огня;
  • не используйте лифт во время пожара;
  • при сильном задымлении накройте лицо влажной тряпкой и пробирайтесь к выходу пригнувшись;
  • покиньте здание офиса и направляйтесь к точке сбора;
пожарная безопасность сотрудников

! Ничем не загораживайте огнетушитель.

! Проводите своевременный инструктаж по пожарной безопасности для сотрудников.

! Используйте в офисе средства защиты от возгорания или задымления.

! Во избежание возгорания правильно устанавливайте и эксплуатируйте электрическое оборудования, молниезащиты и кабельные линии.

! Уделяйте внимание пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий.

Безопасная работа с оргтехникой

В современном офисе находится большое количество техники, которая облегчает труд. Соблюдая правила эксплуатации, вы не только продлеваете срок жизни техники и эффективно используете рабочее время, но и уменьшаете вероятность получения травм в процессе использования.

  • соблюдайте знаки безопасности размещенные на офисной технике;
  • не допускайте попадание жидкости на компьютер и другие устройства;
  • подключение и обслуживание компьютеров и другой техники должно выполняться специалистами;
  • соблюдайте инструкцию по эксплуатации техники;
  • не используйте неисправные электроприборы и технику.
  • обо всех неисправностях сразу сообщайте в центр техподдержки.
  • не отвлекайтесь и не подпускайте к оборудованию людей, у которых нет на это полномочий;
  • будьте осторожны рядом с движущимися частями техники;

Из-за многочасовой работы за компьютером у многих начинает болеть спина, появляется усталость и головная боль, возрастает стресс, затекают кисти рук, шея и плечи. Снизить этот негативный эффект помогают следующие правила:

  • касайтесь спиной спинки стула, спина должна быть прямой и расслабленной;
  • держите колени на уровне бедер или чуть ниже;
  • полностью поставьте стопы на пол;
  • поставьте клавиатуру по центру и прямо перед вами;
  • должно быть достаточно места для отдыха запястий;
  • расположите монитор на расстоянии вытянутой руки;
  • не работайте за компьютером более двух часов подряд, так как усиливается усталость;
  • делайте 10-минутный перерыв каждый час.

Общие правила безопасности в офисе

Ответственность за безопасность сотрудников несет не только компания, но и каждый член коллектива. Случайные травмы и проблемы со здоровьем можно предотвратить, но об это должен задуматься каждый.

Правила передвижения внутри офиса:

  • при перемещении внутри офиса обращайте внимание на предупреждающие знаки. Происшествия, вызванные скольжением, спотыканием и падением могут привести к утрате трудоспособности.
  • лестницы - источник опасности, при перемещении держитесь за поручни. Отложите телефонные разговоры и не спешите, перемещаясь по лестнице.
  • используйте в офисе удобную обувь на устойчивом каблуке и нескользящей подошве;
  • обращайте внимание на аншлаг с предупреждающим знаком в зоне проведения влажной уборки.
безопасность сотрудников в офисе

Правила безопасности в рабочем кабинете:

  • содержите рабочее место в чистоте и порядке, не допускайте захламленности.
  • не оставляйте открытыми дверцы шкафов, особенно стеклянные
  • следите за освещенностью и вентиляцией;
  • не закрывайте и не загромождайте вентиляционные отверстия;
  • используйте только инструменты, обладающие сертификатами и паспортами;
  • в конце рабочего дня отключите приборы, приведите в порядок рабочее место и передайте документы в архив;

Другие правила безопасности сотрудников:

  • всегда соблюдайте правила пожарной безопасности;
  • курите только в специально отведенных для этого местах;
как обезопасить сотрудников
  • соблюдайте режим работы и отдыха и правила внутреннего распорядка;
  • во время нахождения на территории организации уступайте дорогу; движущемуся транспорту, ходите только по местам для пешеходов и пользуйтесь установленными проходами;
  • запрещено употреблять наркотические вещества и спиртные напитки;
  • при аварийной ситуации срочно сообщите руководству компании, прекратите работу, отключите оборудование и покиньте место работы.

Обучение сотрудников безопасности

Какой бы опытный и грамотный персонал не работал в компании, всегда найдется человек, который в самый неподходящий момент нарушит правила и, как следствие, получит травмы или станет причиной аварии. От этого никто не застрахован. Выход из этой ситуации в грамотной работе с персоналом, обучении сотрудников безопасности и проведением инструктажей, с занесением данных в журнал. Так можно минимизировать штрафы и травматизм ситуации.

Существует 5 видов инструктажей по безопасности для сотрудников:

  • Вводный - проводится однократно для всех трудоустроенных сотрудников, практикантов, подрядных организаций, командированные. Проводит специалист по охране труда.
  • Первичный - проводится однократно сразу после трудоустройства ДО начала трудовой деятельности. Проводит руководитель подразделения.
  • Повторный - проводит руководитель, по программе первичного инструктажа, с периодичностью 1 раз в полгода.
  • Внеплановый - проводится при изменении правил охраны труда, при нарушении правил безопасности, при изменении оборудования и др. Проводит руководитель.
  • Целевой - проводится при проведении разовых работ (например, при мытье окон), при ликвидации аварий, при проведении субботников и массовых мероприятиях и др.

Для каждого вида инструктажа заводится отдельный журнал.

Также важной обязанностью руководителя является обучение сотрудников правилам безопасности и организация практических учений.

  • Каждый сотрудник должен внимательно изучить план эвакуации. 
  • Необходимо проводить тренировки покидания здания в случае аварийной ситуации не реже 1 раза в пол года.
  • Сотрудники, которые работают на пожароопасном производстве или в сооружениях с пребыванием людей свыше 50 человек, должны уметь действовать при пожаре, использовать огнетушители и показать это на практике.
  • Практическая эвакуация начинается после звукового или светового сигнала, который является условным знаком начала возникновения аварийной ситуации.
  • Далее персонал эвакуируется согласно правилам;
  • По итогу руководитель проводит разбор тренировки, включая оценку умения оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Инструкция по эвакуации сотрудников 

В каждой организации обязательно должны быть инструкция и план эвакуации сотрудников, график проведения тренировок. 

Рассмотрим действия сотрудников при чрезвычайной ситуации:

  1. Все сотрудники действуют в соответствии с правилами эвакуации, сообщают в соответствующую службу, открывают эвакуационные выходы и покидают помещение.
  2. Персонал, не занятый эвакуацией, при пожаре тушит источник возгорания и эвакуирует ценности.
  3. Выходят все быстро, но не бегом и без суеты.
  4. Встречаются в безопасном месте, о котором договорились заранее. На улице у понятного ориентира - у фонтана, памятника, здания.
  5. Оказывается помощь пострадавшим.
  6. После эвакуации, по списку уточняют всех эвакуированных, чтобы никто не остался в здании. Составляется акт эвакуации сотрудников.
меры безопасности сотрудников

! Не загромождайте пространство вокруг дверей, коридоры, лестничные площадки и двери эвакуационных выходов. Держите пространство свободным, чтобы во время эвакуации ничто не мешало проходу людей.

Целостная забота о сотрудниках

Стремительные темпы роста и развития компаний, челленджи в работе, стресс

нарушение баланса в жизни и работе увеличивают потребность сотрудников заботе и защите со стороны работодателя. И это не только безопасность, о которой мы говорили выше.

В заботе о благополучии сотрудников важна целостность. Аспекты благополучия сотрудников:

  • социальные связи;
  • программы поддержки;
  • профессиональная реализация;
  • здоровье;
  • социальная ответственность компании перед обществом;
  • благоприятная рабочая атмосфера.

Вот какие мероприятия можете добавить вы, как работодатель, чтобы позаботиться о своих сотрудниках:

  • активности, направленные на поддержание здорового образа жизни среди сотрудников: собственный спортзал, групповые занятия по бегу, йоге, спортивные конкурсы и турниры, столы для настольного тенниса, фруктово-овощные дни.
  • организация мероприятий по добровольному медицинскому страхованию;
  • возможность застраховаться от коронавируса за счет работодателя;
  • компенсация тестов на COVID 19;
  • организация коллективной вакцинации сотрудников;
  • мероприятия по поддержанию ментального здоровья и психологического здоровья: вебинары и курсы про психологическое благополучие, встречи с психологом, консультации, оплата подписок на приложения по медитации, арт-терапии, встречи с диетологом про правильное питание;
  • создание благоприятной рабочей атмосферы: оптимальные комфортные условия в офисе, улучшение офисных помещений, озеленение, декорирование, а также улучшение условий дистанционной работы.

Каждая компания разрабатывает собственные правила по обеспечению сотрудников безопасностью. Они не должны противоречить или нарушать требования законодательства и делать рабочую жизнь персонала максимально гармоничной.

Также читайте: Материальная ответственность сотрудников

Ко всем статьям →