Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяБизнес-словарьЧто такое бизнес-модель и как её создать

Что такое бизнес-модель и как её создать

Что такое бизнес-завтрак и как на него попасть  Что такое бизнес-симуляция: виды, преимущества, примеры и внедрение

В статье расскажем, что такое бизнес-модель, зачем она нужна и как её создать. А также узнаете, как бизнес-модель помогает компании достигать поставленных целей.

Что такое бизнес-модель

Бизнес-модель - это план, который описывает, как компания зарабатывает деньги и достигает своей цели. Это как "игровой план" для бизнеса, который объясняет, как продукты или услуги создаются, продвигаются и продаются, а также как компания управляет своими ресурсами и отношениями с клиентами.

Бизнес-модель включает в себя информацию о целевой аудитории, источниках дохода, затратах, конкурентном преимуществе и тому подобное. Она помогает компании понять, как она будет работать и каким образом достигать успеха.

Модель — не стратегия

Почему люди не смогли построить Вавилонскую башню? Они начали говорить на разных языках. Тоже самое происходит на рабочих совещаниях, когда каждый отдел гнет свою линию и единого понимания как работать дальше нет. А в бизнесе нужна системность, связанность. Нужна бизнес-модель.

Бизнес-модель иногда путают со стратегией. Стратегия компании — это про долгосрочное планирование, цели и способы их достижения.

А модель бизнес процесса компании показывает, как конечный продукт создается,поставляется и монетизируется. Построение и анализ бизнес-модели подойдет для быстрой оценки гипотез и выявления текущих рисков. Таким образом, бизнес-модель организации — это описание того, как бизнес зарабатывает деньги.

Бизнес-модель Остервальдера

Самая известная бизнес-модель принадлежит швейцарскому консультанту Александру Остервальдеру. К слову, он призывал мыслить не продуктами, а именно бизнес-моделями. Его бизнес-модель состоит из девяти блоков.

1. Потребительские сегменты

Кто покупает ваши товары или услуги? То есть ваша целевая аудитория.

2. Ценностное предложение

Почему открывают дверь именно вашего магазина/салона красоты/автосалоны, а не соседнего?

3. Каналы сбыта.

Точки контакта с потребителями. Где вас находит клиент?

4. Взаимоотношения с клиентом

Как ваш клиент любит взаимодействовать. Ему нравится персональная поддержка или самообслуживание? Он предпочитает записываться по телефону или в мессенджере?

Он любит, когда вы звоните или пишите по электронке?

5. Потоки поступления доходов

Откуда к вам поступают деньги? Подписка, аренда, производство, перепродажа, реклама?

6. Ключевые ресурсы

Средства, необходимые для функционирования бизнес-модели. И это не только деньги. Речь идет также о персонале и интеллектуальных ресурсах.

7. Ключевые виды деятельности

В чем вы профессионал, что хорошо делаете и любите заниматься.

8. Ключевые партнеры

Люди и компании, помогающие вам в работе.

9. Структура издержек

Анализ статей расходов. Это зарплаты, налоги, аренда помещений, бюджет на рекламу и другое.

Бизнес-модель Остервальдера - простой инструмент. Для заполнения таблицы не нужно специальных знаний. Тем не менее она показывает: что делаем, кому продаем, сколько тратим, откуда получаем прибыль. А также дает понять, где есть проблемы, с чем работать не стоит, а что можно улучшить.

Популярные виды бизнес-моделей

Рассмотрим 10 популярных бизнес-моделей.

  • Модель производителя. Производитель без посредников продает потребителю свой продукт. Например, компания-производитель и продавец косметики и средств ухода Faberlic.
  • Брокерская модель. Предприниматель соединяет продавцов и покупателей и за это получает комиссию или процент от суммы сделки. По такой модели работают маркетплейсы и биржи фриланса.
  • Рекламная модель. Бизнес получает прибыль, размещая рекламу на раскрученном ресурсе. Например,YouTube.
  • Модель краудсорсинга. Ресурс получает прибыль с рекламы, но контент там создают сами пользователи. Яркий пример такой модели информационные ресурсы Яндекс.Дзен, Википедия.
  • Модель дистрибьютора. Предприниматель покупает товар у производителей, а продает потребителю с наценкой. Например, гипермаркет «Лента».
  • Франчайзинг. Прибыль получают от продажи доступа к запуску успешной бизнес-модели. Пример такой модели Додо Пицца, «Шоколадница», Fix Price.
  • Аренда. Временное пользование помещением или продукцией. Например, коворкинг-центры.
  • Подписка. Бизнес-модель, по которой потребитель платит повторяющуюся сумму за доступ к продукту. Это абонемент в тренажерный зал, медиа подписка (Яндекс Плюс), покупка программного обеспечения (Microsoft Office).
  • «Бритва и лезвие». Суть модели в том, что основной долговечный продукт стоит дешево, а одноразовые компоненты к нему – дорого. Название бизнес-модель получила в честь продукта, благодаря которому была придумана: лезвия и бритвы.   Потребитель один раз покупает недорогую бритву и постоянно тратит деньги на лезвия. По такой модели работает Gillette.
  • Партнерская модель. Предприниматель зарабатывает на продвижение чужих товаров или услуг. Например, интернет-сервис выбора финансовых и страховых услуг Сравни. ру собирает информацию о продуктах банков и страховых компаний. Публикует рейтинги займов наличными, ипотечных и автомобильных кредитов, кредитных карт и вкладов.

Построение бизнес моделей — это периодическая работа внутри организации или проекта. Анализ бизнес-модели помогает структурировать и переводить стратегию компании на операционный уровень. Так достигать стратегических целей компании будет гораздо проще.

Также читайте: Что такое стратегическое планирование