Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяБизнес-словарьЧто такое бизнес-модель и как её создать

Что такое бизнес-модель и как её создать

Что такое peer-to-peer-обучение и как его построить в компании Что такое дорожная карта проекта?

Почему люди не смогли построить Вавилонскую башню? Они начали говорить на разных языках.

Тоже самое происходит на рабочих совещаниях, когда каждый отдел гнет свою линию и единого понимания как работать дальше нет. А в бизнесе нужна системность, связанность. Нужна бизнес-модель.

бизнес модель

Модель — не стратегия

Бизнес-модель иногда путают со стратегией. Стратегия компании — это про долгосрочное планирование, цели и способы их достижения.

А модель бизнес процесса компании показывает, как конечный продукт создается,поставляется и монетизируется. Построение и анализ бизнес-модели подойдет для быстрой оценки гипотез и выявления текущих рисков. Таким образом, бизнес-модель организации — это описание того, как бизнес зарабатывает деньги.

Бизнес-модель Остервальдера

Самая известная бизнес-модель принадлежит швейцарскому консультанту Александру Остервальдеру. К слову, он призывал мыслить не продуктами, а именно бизнес-моделями. Его бизнес-модель состоит из девяти блоков.

1. Потребительские сегменты

Кто покупает ваши товары или услуги? То есть ваша целевая аудитория.

2. Ценностное предложение

Почему открывают дверь именно вашего магазина/салона красоты/автосалоны, а не соседнего?

3. Каналы сбыта.

Точки контакта с потребителями. Где вас находит клиент?

4. Взаимоотношения с клиентом

Как ваш клиент любит взаимодействовать. Ему нравится персональная поддержка или самообслуживание? Он предпочитает записываться по телефону или в мессенджере?

Он любит, когда вы звоните или пишите по электронке?

5. Потоки поступления доходов

Откуда к вам поступают деньги? Подписка, аренда, производство, перепродажа, реклама?

6. Ключевые ресурсы

Средства, необходимые для функционирования бизнес-модели. И это не только деньги. Речь идет также о персонале и интеллектуальных ресурсах.

7. Ключевые виды деятельности

В чем вы профессионал, что хорошо делаете и любите заниматься.

8. Ключевые партнеры

Люди и компании, помогающие вам в работе.

9. Структура издержек

Анализ статей расходов. Это зарплаты, налоги, аренда помещений, бюджет на рекламу и другое.

Бизнес-модель Остервальдера - простой инструмент. Для заполнения таблицы не нужно специальных знаний. Тем не менее она показывает: что делаем, кому продаем, сколько тратим, откуда получаем прибыль. А также дает понять, где есть проблемы, с чем работать не стоит, а что можно улучшить.

бизнес-модель

Популярные виды бизнес-моделей

Рассмотрим 10 популярных бизнес-моделей.

  • Модель производителя. Производитель без посредников продает потребителю свой продукт. Например, компания-производитель и продавец косметики и средств ухода Faberlic.
  • Брокерская модель. Предприниматель соединяет продавцов и покупателей и за это получает комиссию или процент от суммы сделки. По такой модели работают маркетплейсы и биржи фриланса.
  • Рекламная модель. Бизнес получает прибыль, размещая рекламу на раскрученном ресурсе. Например,YouTube.
  • Модель краудсорсинга. Ресурс получает прибыль с рекламы, но контент там создают сами пользователи. Яркий пример такой модели информационные ресурсы Яндекс.Дзен, Википедия.
  • Модель дистрибьютора. Предприниматель покупает товар у производителей, а продает потребителю с наценкой. Например, гипермаркет «Лента».
  • Франчайзинг. Прибыль получают от продажи доступа к запуску успешной бизнес-модели. Пример такой модели Додо Пицца, «Шоколадница», Fix Price.
  • Аренда.Временное пользование помещением или продукцией. Например, коворкинг-центры.
  • Подписка.Бизнес-модель, по которой потребитель платит повторяющуюся сумму за доступ к продукту. Это абонемент в тренажерный зал, медиа подписка (Яндекс Плюс), покупка программного обеспечения (Microsoft Office).
  • «Бритва и лезвие».Суть модели в том, что основной долговечный продукт стоит дешево, а одноразовые компоненты к нему – дорого. Название бизнес-модель получила в честь продукта, благодаря которому была придумана: лезвия и бритвы.   Потребитель один раз покупает недорогую бритву и постоянно тратит деньги на лезвия. По такой модели работает Gillette.
  • Партнерская модель.Предприниматель зарабатывает на продвижение чужих товаров или услуг. Например, интернет-сервис выбора финансовых и страховых услуг Сравни. ру собирает информацию о продуктах банков и страховых компаний. Публикует рейтинги займов наличными, ипотечных и автомобильных кредитов, кредитных карт и вкладов.

Построение бизнес моделей — это периодическая работа внутри организации или проекта. Анализ бизнес-модели помогает структурировать и переводить стратегию компании на операционный уровень. Так достигать стратегических целей компании будет гораздо проще.

Также читайте: Что такое стратегическое планирование