Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяОрганизация бизнесаАйдентика: что это такое и почему она нужна

Айдентика: что это такое и почему она нужна

Адженда в бизнесе Академия: инструмент для организации обучения

В статье разберём, что такое айдентика, зачем она нужна и как её создать.

Айдентика — это…?

Айдентика — это визуальная коммуникация бренда с аудиторией. Происходит от английского «identity» — идентичность. Благодаря ей формируется узнаваемость бренда, привлекается целевая аудитория, удаётся отстроиться от конкурентов, выделиться на рынке. 

Основывается на системе визуальных решений: цвете, форме, знаках, цветовых палитрах и фирменных элементах.

В порыве создать собственную компанию, бренд или продукт можно легко упустить из вида самые важные аспекты. Например, продумывание фирменного стиля и айдентики.

Перед созданием айдентики стоит проанализировать рынок и конкурентов. Чем лучше она продумана, тем больше шансов, что именно вы запомнитесь клиенту.

Нужно ли вам тщательно продумывать айдентику, если вы монополист, как РЖД или Газпром? Скорее всего нет, так как у вас нет конкурентов. Монополистам айдентика необходима для более эффективного взаимодействия с аудиторией. 

Особенности айдентики

Айдентика открывает множество возможностей она открывает для коммуникации с аудиторией. А всё потому, что она может воздействовать на все органы чувств человека.

Зрение.

Сюда относятся визуальные элементы: логотип, цвета, иллюстрации, паттерны, фотографии или вербальные: название, слоган, дескрипторы, рекламные объявления, оформление текста. Эти компоненты должны сочетаться друг с другом, чтобы вызывать ассоциативный ряд.  

Например, мягкое название шоколада Milka соответствующее товару.

Контрастный пример этому, энергетик Burn  с рычащим названием и таким же оформлением. 

Слух.

Помните ли вы новогоднюю песню, которая зимой играет из каждого телевизора? А звук открываемой бутылки с характерным «пшшш»?

А у кого-то в голове сейчас заело «Озон-зон-зон» или певучие «Алиэкспресс?». Скорее всего, каждый из вас вспомнил, с какими брэндами связаны два первых примера. Сюда же относится музыка, звучащая в офлайн магазинах.

Вкус.

Примеров создания образа компаний через вкусовые ассоциации не так много. Проще всего с этим продуктовым компаниям или предприятиям общественного питания.

Обоняние.

Пожалуй, одна из самых дорогих составляющих айдентики. Однако не менее эффективная. Зачастую этим могут пользовать отели, гостиницы и т.д, распыляя в помещениях ароматизатор того запаха, который потом будет ассоциироваться у посетителей с отелем. А кто-то из вас, возможно, вспомнит дубовый аромат в салонах Porsche.

Осязание.

Редкая составляющая айдентики, которая подойдёт не всем и заставит поломать голову. В основном, воздействовать на этот орган чувств можно через упаковку.

Базовые элементы айдентики

Основными элементами айдентики являются логотип, шрифты, узоры, цвет, иллюстрации, абстрактные формы, пиктограммы, персонажи и реальные люди. Кто-то вспомнит Сергея Светлакова и компанию, частью айдентики которой он является. А кто-то вспомнит голос Дмитрия Маликова, который приглашает в ювелирный магазин за покупками. 

Элементы айдентики должны дополнять друг друга и гармонично сочетаться, восприниматься как единое целое. Элементов айдентики должно быть минимум три: логотип, шрифт и цвет. Это основа всего. Большинству этого достаточно, чтобы изначально сформировать айдентику.

Логотип.

Логотип — это графическое представление компании. В нём могут сочетаться текст и другие визуальные элементы. Его задача — быть запоминающимся и передавать идею компании до аудитории.

С чем у вас ассоциируется компания? Какие цвета и формы всплывают в голове? Фиксируйте у себя в голове все идеи — они могут стать набросками вашего будущего логотипа. 

Шрифт.

Существует огромное разнообразие шрифтов: с засечками, без засечек, рукописные, декоративные и т.д. В выборе шрифта есть свои правила. 

Первое — сообразность. Есть два типа шрифтов в айдентике: антиквенные и гротескные. Выбирая шрифт, подумайте, какой характер у вашей компании. Если авторитарный — то стоит обратить внимание на антиквенный шрифт, а если более демократичный, то гротескный.

Второе — схожесть. Если вы в прошлом пункте для себя определили, что у вашего логотипа будет не только изображение, но и текст, не забудьте о том, что эти две части должны быть единым целым. Однако, если ваше изображение будет иметь сложную графику, то тогда исходите не из сложности, а из контраста. Сложному знаку подойдёт простой, моноширинный шрифт. Например, Гельветика или Roboto.

Цвет.

Задача цветов — работать на ассоциации. Например, оранжевый цвет вызывает только позитивные ассоциации с солнцем и теплом. Негативных ассоциаций нет, поэтому его часто используют международные компании. Большой популярностью пользуется сочетание красного и белого: Coca-Cola, Nestle, CNN. Это выглядит выразительно и запоминающе. С жёлтым цветом выигрышно сочетается черный. Например, черные буквы на желтом фоне. Синий цвет привлекает не хуже красного, а по заверениям психологов и социологов, не вызывает отрицательных эмоций.

Про цвета можно говорить много, но стоит помнить о том, что это спорная тема и не всегда ваша ставка на стереотипное восприятие станет выигрышной.

Как создать айдентику?

Есть семь шагов, которые нужно сделать на пути к своей уникальной айдентике.

1. Определить характеристики компании.

Какая история вашей компании? Чем вы занимаетесь? Какой продукт или услугу предоставляете? В чём особенность вашего бизнеса? Ответьте на эти вопросы и сможете идти дальше.

2. Изучить рынок.

Изучите конкурентов. Обратите внимание на их логотип, фирменные цвета, соц сети и сайт.

Если ваш бизнес локальный, вы анализируете конкурентов в пяти километрах от вас. Если региональный, то свой регион работы и соседние. Сложнее будет тем, кто работает на свою страну и страны Европы, вам нужно найти своих конкурентов в России и соседних странах. 

В процессе изучения нужно понять, как они коммуницируют с клиентами и как вы можете это использовать.

3. Узнать потребителей.

Потребителя или клиента всегда представляем максимально подробно. Какого он пола? Сколько ему лет? Кем работает? Какой уровень достатка? Чем больше информации, тем лучше для вашей будущей коммуникации с ним.

Узнать это можно по запросам потребителе на форумах и в социальных сетях. Также можно провести интервью или заказать исследование аудитории.

Целевая аудитория. Почему клиент важнее чем продукт

4. Оценить тренды.

 Важно понять, к чему потребители привыкли, идти в ногу с трендами,. Мир активно развивается, зацикливаться на одном рискованно для продаж.

5. Сформулировать позиционирование.

Позиционирование — это чёткое понимание для вас и, что важнее, для клиента, что вы можете дать клиенту такого, чего не дадут конкуренты. Например, Coca-Cola утверждает, что их напитки, в отличие от других, вдохновляют и меняют жизнь к лучшему. Рассказывайте о своих преимуществах, описывайте выгоду для клиента и всегда подтверждайте это доказательствами.

6. Заложить платформу бренда.

Платформу строится на ценностях и характере бренда. Отсюда формулируется миссия. Например, если компания занимается обучением правовой грамотности, её миссия может быть: «Сотни тысяч счастливых подкованных в праве людей, которые знают свои права и обязанности, и смогу их отстоять».

7. Разработать айдентику.

Помним о том, что айдентика может быть визуальной и вербальной. У вас может уйти половина времени только на подготовку к созданию айдентики и это нормально. Чем больше будет информации перед созданием, тем больше шанс того, что вы не прогадаете.

Также читайте: Что такое мерч и зачем он нужен