Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяHR-директоруЧто такое мерч и зачем он нужен

Что такое мерч и зачем он нужен

Содержание

Как привлечь новых клиентов и удержать старых? Как повысить узнаваемость бренда и лояльность аудитории?

Расскажем, что такое мерч и зачем он нужен в бизнесе. Вы узнаете, как должны выглядеть брендированные продукты, чтобы привлекать внимание, а также мы собрали лучшие идеи и примеры мерча компании.

Что такое мерч

Термин произошел от английского слова “merchandize” - продвигать, рекламировать. Мерч - это вещи с символикой бренда, с логотипом, оригинальными надписями или принтами, выполненных в корпоративных цветах, но не обязательно это присутствует всё вместе.

Брендированные товары создают не только для рекламы, но и для продажи. Их можно сделать даже в небольшой компании, потому что есть множество событий и поводов для создания нечто большего, чем фирменный бланк, конверт, визитка или пакет.

Современный мерч - это не просто логотип на чашке или ежедневнике. Это товары, желанные для конечного потребителя, актуальная, трендовая и современная продукция. Допустим, кофейня продает классный фирменный термостакан, который станет любимым для покупателя и будет сопровождать его везде. Или популярный банк выпускает стильное поло с вызывающим хештегом на спине.

Мерчем может быть:

  • Гардероб - толстовки, худи, майки, поло.
  • Аксессуары - рюкзаки, очки, часы, бейсболки, чехлы для гаджетов.
  • Сувениры - кружки, значки, брелоки, ежедневники.
  • Уникальные вещи, созданные специально для бренда. Подойдет что угодно - от продуктов до мебели. К примеру, европейский журнал 032с создает мерч с носками, скотчем, пледами и пепельницами. Музыкальная группа Kiss создает мерч с ножами, вином, траурные урны с символикой группы. Rammstein продавали велосипеды со своей символикой.

Современные компании глубоко изучают портрет клиента и хотят узнать его предпочтения, чтобы присутствовать в его жизни как бренд. Сегодня мерч - это возможность говорить с настоящим поколением на понятном ему языке. Ведь за ними стоит прибыль компании в будущем.

Требования к мерчу

Мерч, выполняющий свои функции и не сливающий деньги компании в трубу должен быть:

1. Практичным. Используйте предметы, которыми клиенты будут часто пользоваться в повседневной жизни: чехол на телефон, ручки, обложка на документы, зарядное устройство, наушники.

2. Интересным. Выберите предмет, который бы хотелось демонстрировать окружающим и постить в социальные сети. Крутой флакон для парфюма, стильная шапка, худи с цитатой из песни, стильный зарифмованный логотип.

Задача мерча - использоваться и демонстрироваться, а не лежать забытым в шкафу. Не создавайте очередную скучную футболку с логотипом, изобретите нечто эксклюзивное.

3. Связанным с брендом. Взглянув на вещь, должно быть сразу ясно, кто ее создал. Однако, не стоит бездумно печатать логотип на всем подряд.

Кроме печати логотипа есть и другие способы соединить товар с компанией. Например, корпоративные цвета. Известный Альфа Банк создает одежду красного цвета, а Яндекс.Еда - желтого.

Здорово, когда предмет по функционалу связан с работой компании: стаканы и чашки из кофеен. Ежедневники с логотипом от консалтинговой компании или противоударные чехлы для телефонов от сотовой сети. 

Вместо логотипа используйте хэштеги или формулировку миссии компании.

4. Идейным. Цель современной мерчинговой продукции - донести определенную идею. В идеале она должна отражать ценности организации. Например, многие известные компании используют для брендирования продукцию из вторсырья и переработанного пластика.

Тренды мерча

Тренды мерча влияют на все новые решения в отрасли маркетинга подарков. Меняется подход, дизайн и сам продукт. Если раньше логотипы штамповали на всем подряд и дарили в пакете с логотипом, то современный мерч уходит в сторону фешн индустрии.

1. Корпоративный стиль переходит на коллекции одежды. Яркая коллекция одежды от сервиса Яндекс Еда: украшение в виде вилки, сумочка в виде рюкзака, худи с принтами. Альфа Банк запустил партию одежды, которая создавалась для сотрудников, но быстро разошлась через их интернет-магазин. Это были носки, сапоги, футболки с надписью “Не за что краснеть”.

2. Актуальные темы. Использование событийных поводов для достижения маркетинговых целей. Например, Пушкинский музей выпустил собственную серию тканевых масок по мотивам мировой живописи, используя шедевры Рафаэля, Гогена и Моне.

3. Кастомизация. Покупатели сами решают, какого цвета будет их толстовка или рисунок, который будет нанесен на текстиль. Например, можно заказать однотонное поло и нанести на него нашивки и наклейки по собственному выбору. Данный принцип можно применить к любой продукции: дать потребителю выбор цвета, цитаты, хэштега или графики.

4. Выбор в сторону качества. Для конечного потребителя важно качество товара. Качественный текстиль с хорошей печатью, который будет носиться долго. Мерчингова футболка должна быть похожа на футболку, которую покупают в любимом магазине. Предусмотрите размерный ряд, и не используйте единый размер XXL на всех. Можно одеть в корпоративную одежду даже самых маленьких клиентов. Но для этого нужна соответствующая ткань.

Выбирайте записные книжки с качественной бумагой, рюкзаки и сумки с хорошей фурнитурой, крепкие материалы для дождевиков и зонтов. 

5. Функциональность и польза. Предмет должен быть полезным. Современный интересный тренд - объединение нескольких функций в одном предмете. Они даже могут быть не сочетаемыми: настольная лампа и блютуз колонка, ночник и антистресс.

Также подумайте над функциональной упаковкой. Откажитесь от банальных никому не нужных пакетов. Придумайте для мерча нестандартную упаковку, которая может стать частью подарка - рюкзак, сумка, папка. Это может быть классная коробка или органайзер для хранения.

6. Смелый актуальный дизайн и паттерны. Следите за трендами в одежде, используйте модные цвета, колорблоки, принты и рисунки на актуальные темы.

7. Выход за границы брендбука. Не всегда нужно выбирать футболку в цвет логотипа. Лучше выбрать модные оттенки сезона, которые клиенты смогут использовать в повседневной жизни. Не всегда нужно использовать логотип.

8. Коллаборации с партнерами и дизайнерами. Известные блогеры и медийные личности начинают производить собственные духи или косметику в синергии с популярными брендами. Певцы и футболисты - создают модели кроссовок и спортивных аксессуаров. К примеру, рэпер Оксимирон в коллаборации с Reebok выпустил кроссовки, а Noize MC с Adidas. Также объединяются сами бренды и создают коллаборации, например Delivery club и KFC, создали партию пижам.

Объединитесь с близкими, но не конкурирующими с вами бизнесами, организуйте мероприятие, фестиваль, день открытых дверей и подготовьте запоминающийся мерч.

9. Экомания. Обращайте внимание на экологичность продукции. Это важная тема для каждого современного покупателя. Чем меньше, мы наносим вред окружающей среде, используя подарки, там это круче. Используйте меньше пластика в подарках, откажитесь от пакетов в пользу текстильных шопперов, забрендируйте многоразовые бахилы, создайте классный складной стакан для кофе, который удобно брать с собой.

10. Сторителлинг. На пледах, футболках, ежедневниках и другой продукции можно рассказать историю в картинках о компании, о сотрудниках, о целях и миссии организации.

Мерч - это хороший способ показать кампанию в лучшем свете и сделать что-то приятное и полезное для клиентов.

Выгоды брендированного мерча

1. Повышение Brand recognition. Аудитория, использующая мерч, выступает в роли наружной рекламы. Они просто пользуются вещами и одеждой в обычной жизни и показывают ее другим. Предметы с логотипом используются годами, вовлекая аудиторию. Можно увидеть брендированные вещи у сослуживцев, приятелей, в социальных сетях, на улице.

Но не каждый человек будет носить одежду с логотипом. Поэтому дизайн мерча должен быть исключительным и стильным, чтобы было желание его покупать и носить.

2. Поддержка со стороны клиентов. Мерчинг создает атмосферу, налаживает коммуникацию с клиентами и помогает поддержать их ценности. Люди для которых разрабатывается мерч, часто хотят быть членами того сообщества, к которому их причисляют. Это не обязательно принадлежность к бренду, но к коллективу.

3. Популяризация. При помощи мерча можно сделать компанию более видимой на рынке. Например, актер запостил фотоснимок в брендированной кепке и его увидело 10 000 человек, часть из которых купят такую же.

Как распространять мерч

Как отмечалось выше, брендированные вещи создаются не только для рекламы компании и повышения ее узнаваемости, но и для продажи самих товаров. Вот как можно распространять мерч:

  • Реализовывать через лидеров мнений, блогеров, собственный интернет-магазин или маркетплейсы.
  • Разыгрывать в конкурсах. Например, в социальных сетях.
  • Бесплатно распространять на ивентах. Это могут быть наклейки, стикеры, значки, нашивки.
  • Дарить партнерам и клиентам на праздники.
  • Вкладывать в коробки заказов в качестве подарков.
  • Использовать одежду в корпоративном стиле, чтобы придать организации большую узнаваемость.
  • Придумать лимитированную партию мерча под конкретное событие и рассказать аудитории, что приобрести или выиграть вещи можно будет исключительно на мероприятии. Так вы привлекаете покупателей. Но чтобы призыв сработал, вещи действительно должны быть неповторимыми. Например, парфюм.
  • Продавать и часть средств отпускать в благотворительные фонды. Потребители лучше приобретают товары, когда знают, что какие-то средства потратят на благотворительность.

Как разработать мерч

1. Определите целевую аудиторию -  это люди, для которых вы создаете мерч. Поймите их возраст, увлечения, ценности. При создании мерча нужно уважать свою аудиторию и знать ее ценности.

Целевая аудитория. Почему клиент важнее чем продукт

2. Придумайте уникальную идею, исходите из ценностей и миссии компании. Не подражайте другим брендам и идеям. Продумайте, нет ли у идеи мерча неверного толкования. Используйте максимально прозрачный и открытый посыл, который не будет трактован превратно. Важна исключительность — привычную кепку или чашку можно купить в любом магазине гораздо дешевле. Мерч приобретают из-за уникальной идеи. Мерч - это эффективный способ расширить аудиторию, для этого и в его основе обязана лежать классная идея.

3. Определите, что вы будете брендировать. Выбирайте значимые для целевой аудитории предметы, функционально связанные с брендом. Нанесите оригинальные принты и цитаты, то что подчеркивает индивидуальность.

4. Выберите изображение: логотип бренда, фотографию, девиз, миссию, хэштег, слоган, цепляющую фразу, принт, рисунок, графику, цитаты из песен, любимые выражения.

5. Продумайте материалы, на котором будет напечатан логотип. Качественный текстиль, бумага, керамика чашкек. В живую познакомьтесь с предметами, на которых будет напечатан макет. Цвет и фактура может разительно отличаться от того, что изображено в интернете.

6. Сделайте макет изображения. Несколько раз проверите все надписи на наличие ошибок и верстку.

7. Закажите небольшую тестовую партию мерча. Первая партия должна быть маленькой, чтобы не выбросить деньги на ветер и исправить возможные ошибки, убедиться в качестве материалов.

Мерч для сотрудников компании

Мерч помогает выстроить отношения не только с аудиторией, но и сотрудниками компании, становясь частью корпоративной культуры. Он укрепляет корпоративный дух и привлекает внимание новых кандидатов. Мерч должен быть актуальный, желанный и востребованный для сотрудников.

Подробно о том, что такое корпоративная культура рассказали в статье.

Когда может понадобится мерч для сотрудников:

1. Подарки для сотрудников на праздники (дни рождения, 8 марта, 23 февраля, Новый год, день рождения компании и другие).

2. Выездные мероприятия: конференции, семинары, дни карьеры в университете (стикеры для студентов).

3. Welcome box. Приветственная коробка новичка, которую он получает в первый рабочий день. Там может быть открытка с приветствием, кружка, шоппер, блокнот, стикеры, которыми можно брендировать все что угодно.

4. Внутренний магазин компании, где мерч можно покупать на внутреннюю валюту компании.

5. Корпоративный стиль одежды на выездные или внутренние мероприятия.

Мерч для сотрудников также должен быть функциональным и экологичным:

  • на улице дождливо - зонт и дождевик;
  • отдых на природе - жилетка, ветровка, термос, многоразовая бутылка;
  • в магазин за продуктами – защитная маска, многоразовый шоппер и эко-сумка;
  • зашел за кофе – термокружка или складной стакан;

Эко-френдли компании более привлекательны в качестве работодателя, особенно для молодых специалистов. Так к ним увеличивается степень доверия. Используйте это для создания hr-бренда компании и привлечения профессионалов.

Идеи для мерча компании:

  • Одежда - ветровка, футболка, худи, дождевик, свитшот, толстовки, жилетка, кепка, шапка, панама, бейсболка, носки; майки
  • Сумки - шоппер, барсетка, экологичная многоразовая сумка, рюкзак, поясная сумочка, рюкзак;
  • Канцелярия - ежедневник, ручка, стикеры, скотч, скетчбук;
  • Емкости для напитков - термос, чашка, термостакан, бутылка для воды;
  • Кастомизация - значки, стикеры на липучках или магнитах, которые можно менять;
  • Техника - колонки, пауэр бэнк, компьютерная мышка
  • Надписи - миссия компании, внутренние шутки, статусы задач, названия отделов, цитаты основателей, рифмы с названием компании,
  • Аксессуары - защитная маска, перчатки, обложка на паспорт, зонт, поп-сокет для телефона, плед.

Важно, чтобы через мерч сотрудник почувствовал единение с компанией и понимание, что работодатель учитывает его интересы. Для этого производите качественную и функциональную продукцию, которая пригодится вашим сотрудникам, которую они могут подарить своим близким и друзьям или запостить в соцсетях

Заключение

Мерч приносит организации доход, позиционирование и верность со стороны клиентов. К созданию мерча следует относиться серьезно. Чтобы он привлекал внимание, выбирайте актуальные и практичные предметы, которые вызовут ассоциацию с конкретной организацией и ее миссией. Делайте так, чтобы мерч хотелось купить, чтобы его хотелось носить и делиться его фотографиями им в соцсетях. Задавайте тренды и уровень для остальных компаний, делайте уникальный продукт. Пусть ваш мерч будет в тренде у ваших сотрудников и клиентов.

Также читайте: Корпоративная этика: принципы и примеры

Ко всем статьям →