Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяHR-директоруКорпоративная культура: принципы и элементы

Корпоративная культура: принципы и элементы

16 Дек 2021

Содержание

“У нас с корпоративной культурой все прекрасно! Корпоратив каждый месяц!” А как обстоят дела с вашей корпоративной культурой? Тоже проводите корпоратив каждый месяц?:)

А если серьезно, то корпоративная культура — это не про корпоративы и тимбилдинги, это про систему ценностей, которую транслируют сотрудники. Рассказываем про её элементы и как сделать, чтобы она усиливала организацию.

Что такое корпоративная культура

Корпоративная культура — это единая среда, в которой обитают все сотрудники компании. Это единый набор ценностей и привычек, деловой этикет. Это режим работы, общение с коллегами и клиентами, праздники и поздравления в коллективе, система улаживания конфликтов, наличие или отсутствие субординации, правила адаптации и обучения персонала, командная работа, выполнение поставленных задач и многое другое. В любой организации есть своя культура. Она может быть качественной, и тогда она усиливает компанию, или негативной, и тогда она тормозит компанию в её развитии.

Каждому собственнику бизнеса важно уделять внимание созданию корпоративной культуры. Она формируется из целей компании, глобальной миссии, внутренних бизнес-процессов, отношений к сотрудникам и между сотрудниками. Она влияет на качество и скорость выполнения работы.

Принципы построения

1. Порядок. Системна и упорядоченность закладывают фундамент корпоративной культуры. Что включает в себя системный бизнес:

  • Миссию компании. Миссия вдохновляет, мотивирует и заряжает команду на результат.
  • Cтратегическое планирование — задает курс движения компании.
  • Уникальное предложение и формулировка ценности компании для клиента.
  • Система мотивации.
  • Понимание целевой аудитории — для кого работает компания и ее сотрудники.
  • Знание конкурентов и отстройка от них.
  • Оперативная система управления для подержания порядка.
  • Грамотное управление финансами и ресурсами.

Это все элементы системного бизнеса, без которого невозможно создать сильную корпоративную культуру.

2. Регламентация взаимодействий между людьми. Для этого существует структура компании. Когда существует бардак в распределении функций между сотрудниками, люди не понимают в чем заключается их работа и чем занимаются коллеги, сложно построить сильную и масштабную компанию.

3. Качественно подобранный персонал. Корпоративную культуру поддерживают и разрушают люди, работающие в компании. Уделите внимание подбору сотрудников. Рекрутинг начинает играть фундаментальную роль. Чтобы привлекать в компанию “своих” сотрудников, транслируйте корпоративные принципы на сайте и через аккаунты в соцсетях.

На собеседовании оценивайте не только профессиональные, но и личностные качества человека. Главный принцип — не нанимать токсичных людей, которые могут разрушить корпоративную культуру и деловой этикет в коллективе. Каждый сотрудник влияет на окружение вокруг него. Поэтому подбор очень важен.

4. Трансляция принципов корпоративной культуры. Говорите о ценностях компании с персоналом. Выводите понятие корпоративной культуры на уровень осознанности. Расскажите, почему выгодно работать в такой среде: доброжелательная атмосфера, меньше конфликтов, высокая продуктивность и рост бонусов. Покажите, как культура влияет на результативность компании, а значит и на уровень реализованности и счастья сотрудников.

5. Поддержка руководителей. Ни одни красивый лозунг не заменит искреннюю заинтересованность руководителей в поддержании корпоративных принципов. Именно они становится адептами основных принципов. Руководители ежедневно продвигают идеи, вдохновляют и следят за соблюдением правил. 

6. Устранение отклонений. Важно анализировать, кто из сотрудников саботирует правила и проводить индивидуальные встречи и беседы. Если это не помогает, расставайтесь с такими людьми, иначе они разрушат весь коллектив.

Корпоративная культура — важный критерий здоровья компании и сильное конкурентное преимущество. При прочих равных, команда с горящими глазами, заряженная на успех и работающая в удовольствие, добьется больших результатов. В такой компании меньше конфликтов, нет взаимных обид, есть личная ответственность за взятые обязанности, и ориентированность на результат. 

Корпоративная культура начинается с владельца компании, который является создателем главных ценностей. Он сам следует корпоративным принципам, соблюдает корпоративный этикет и продвигает их команде.

Элементы корпоративной культуры

Корпоративная культура — довольно комплексное понятие. Рассмотрим ее элементы:

1. Система лидерства. В одних командах лидер раздает указания, в других работает больше всех, а в третьих команда и лидер работают сообща. Это влияет на взаимоотношения внутри коллектива.

2. Подход к разрешению конфликта. Некоторые решают конфликты сразу же и на месте, другие назначают митинги, а третьи идут к руководству и решают проблемы на высоком уровне. Важно понимать, что если в компании принято решать конфликты внутри команды, вариант решения через руководство не пройдет.

3. Коммуникация. В одних компаниях общение и обсуждение происходит на митингах, в других — через чаты, в-третьих, — по email. И это тоже накладывает отпечаток на корпоративную культуру.

4. Ритуалы и традиции. Где-то свободный график, где-то работа начинается в определенное время, кто-то допускает удаленный вариант работы, а кто-то — нет. Кто-то проводит корпоративы за счет компании, а кто-то только по инициативе сотрудников и за их собственный счет.

Типы корпоративной культуры 

1. Семья или клан. В такой модели отношения в коллективе формируются по типу семейных: все успехи и ошибки общие. Каждый сотрудник заинтересован в помощи коллегам, потому что все работают над одними целями. Здесь нет лидеров и аутсайдеров, так как все находятся в равных условиях.

2. Адхократия. Этот тип культуры предполагает гибкость. При необходимости сотрудники могут переквалифицироваться под требование рынка. Чаще всего такой тип корпоративной культуры можно встретить в инновационных и передовых компаниях. Он характерен для стартапов, где мало людей и каждый одновременно выполняет несколько функций.

3. Иерархия. Такая корпоративная культура характеризуется действиями по инструкциям. Часто есть бюрократия и четко очерченный круг обязанностей, за которые сотрудник не выходит.

4. Рынок. В такой компании поощряется соперничество между сотрудниками. Это мотивирует людей достигать большего, а дух соперничества двигает сотрудников вперед. Часто такую модель можно встретить в сфере продаж, консалтинге и юрфирмах.

Как менять ценности компании

Кардинальная трансформация займет много времени и может привести к снижению работоспособности сотрудников и даже к увольнению. Прибегать к смене корпоративной культуры нужно только в случае текучести кадров и жалоб на плохую атмосферу в компании.

Получите и проанализируйте обратную связь от сотрудников. Найдите в общую закономерность и постарайтесь ее изменить. Например, если сотрудники покидают компанию после онбординга, проработайте схему адаптации персонала. Если сотрудники жалуются на отсутствие развития — продумайте обучение.

Поддерживайте корпоративную культуру на должном уровне, даже когда все хорошо. Собирайте обратную связь через опросы и тесты и на их основании плавно вводите нововведения.

Ко всем статьям →