Что такое ниша
Как заработать деньги, не изобретая велосипед? Найти свободную нишу на рынке. А как это сделать? Читайте в материале.
Ниша — узкая часть рынка, с небольшой конкуренцией и целевой аудиторией остро в чем-то заинтересованной.
Ниша не равно сегмент. Сегмент — большая часть рынка одной сферы. А уже внутри сегмента формируются ниши. Например, рынок частных медицинских клиник — это сегмент. А нишами в этом случае будут стоматологическая клиника, косметологический центр, спортивная клиника.
Рыночная ниша имеет несколько особенностей:
- Ниша стабильна и имеет небольшую емкость рынка
- Конкуренция в нише слабая или ее почти нет
- У покупателей есть четкие запросы
Как все красиво звучит: и стабильность, и не нужно ни с кем конкурировать, и понятно что нужно покупателю. Рай для бизнесмена. НО! Спрос в нише меняется так же часто, как женское настроение. Поэтому, чтобы дело процветало и приносило прибыль нужно всегда быть на одной волне со своим покупателем и быстро перестраиваться и перестраивать производственный процесс.
Какие бывают ниши?
Чаще всего ниши делят на:
Очевидные
Это магазин продуктов, салон красоты, кофейня. В таких нишах всегда тесно, конкурировать крайне трудно. Открывая что-то в такой нише, вы рискуете потеряться на фоне таких же заведений на районе.
Скрытые
А вот здесь дышится и работается легко, потому что только вы придумали нестандартное предложение для покупателей. Завоевали их сердца и кошельки.
Как выбрать нишу?
Выбрать нишу помогают несколько этапов/
Определить целевую аудиторию и поговорить с ней
Театр начинается с вешалки, а бизнес начинается с покупателей. Они в итоге голосуют рублем за вашу идею. Поэтому сначала обозначьте очевидные и скрытые потребности вашей целевой аудитории.
- Изучайте аудиторию. Если есть социальные сети и люди записываются к вам через них, посмотрите профили людей. Что пишут, слушают, смотрят. В каких группах состоят. Это подскажет вам неочевидные идеи. Например, включить какому-то клиенту во время маникюра не муз канал с хитами 90-х, а передачу про путешествия.
О том, что такое целевая аудитория и почему клиент важнее чем продукт, рассказали в статье.
- Поговорите с людьми. Онлайн или офлайн - решать вам. Не пренебрегайте регулярным общением и собирайте обратную связь. Спросите, почему они к вам приходят, чего им не хватает сейчас.
- Подумайте, какие возможности есть у вашей идеи. Например, вы фитнес тренер. Помимо классических тренировок, можно рассказывать про тренировки для людей со сколиозом, реабилитационные занятия после травм, восстановительные тренировки для людей, бегающих марафоны.
Оценить конкурентов
В поисковике наберите запрос, по которому будут искать ваше предложение. В первой десятке основные конкуренты. Почитайте как они позиционируют себя и товар/услугу, какие отзывы пишут их покупатели, за что ругают и за что хвалят. Какие маркетинговые активности придумывают конкуренты.
Ответьте на несколько вопросов:
Предлагает ли кто-то на рынке похожий продукт?
Какой объём рынка занимают конкуренты?
Есть ли спрос и насколько он удовлетворен?
Составить бизнес-план
Без понимания финансовых затрат, объема продаж, потенциальной прибыли, срока окупаемости сложно принимать решения. Идея без бизнес-плана останется красивой мечтой. Здесь нужно подумать и о будущем. Насколько ваш товар или услуга будут востребованы через год, два три. Нужен ли он будет людям в кризис?
Продумать маркетинговую стратегию
Когда вы знаете своих покупателей, конкурентов, понимаете сколько потратите и заработаете, оценили свои риски и готовы работать — время создавать маркетинговую стратегию и способы продвижения. Вы сделаете упор на социальные сети, или традиционную рекламу, может быть нужна наружка или флаеры на районе.
Провести тест продукта и ниши
Как закройщик приглашает на примерки, когда шьет изделие, так и вам нужно протестировать идею прежде чем пускаться во все тяжкие. Сделайте пробную партию - если это новый продукт, если услуга - предложите ее небольшой группе людей. Посмотрите, как отрабатывает заказы менеджер, сколько времени уходит на изготовление, что думают покупатели о товаре или услуге.Получив обратную связь и исправив недочеты, можно действовать масштабно.
Когда вы ищите нишу не ленитесь тестировать, не спешить с выводами и не делайте свой опыт и мнение главным. Если вы таким не пользуетесь или вы так не делаете, не значит, что ваша ЦА говорит так же. Ваш товар всегда должен соответствовать трендам, идея уникальна, а бизнес клиентоориентированным. Иначе нишу в вашем сегменте займут другие.
Также читайте: Уникальное торговое предложение