Содержание
В этой статье рассказываем об инструменте, который помогает предпринимателям привлечь финансирование в проект, держать бизнес-процессы под контролем, не распыляться на ненужные дела и минимизировать лишние расходы.
Бизнес-план («business» — бизнес, дело и «plan» — план, замысел) — документ, в котором описывают перспективу развития проекта или предприятия. В нем отражаются этапы выполнения всех действий и возможные риски. С помощью обозначения и разработки программ действий, бизнес-планирование определяет бизнес-цели и способы их достижения.
Составляющие бизнес-плана
- Сведения о проекте или предприятии.
- Описание продукции, реализуемых товаров и услуг, которые компания планирует оказывать.
- Анализ рынка сбыта.
- Финансово-экономические расчеты ведения деятельности.
Бизнес-план может быть составлен для проекта, производства или предприятия. Коммерческая деятельность подразумевает составление бизнес-плана, если и не до открытия бизнеса, то на каком-либо этапе он пригодится. Чтобы коммерческая организация хорошо развивалась, важно иметь внутренний бизнес-план и периодически его обновлять.
Пять видов бизнес-планов:
- Внутренние. Предназначены только для использования внутри компании, поэтому могут быть написаны в произвольной форме. Их цель — отследить и оценить перспективы, а также взвесить риски на пути реализации идеи.
- Для инвесторов. Цель такого бизнес-плана — привлечь внешнее финансирование в помощь по реализации проекта. При ознакомлении с бизнес-планом потенциальный инвестор сможет решить, стоит ли ему вкладываться в проект. Инвесторам важно понимать:
- суть проекта;
- объем инвестиций;
- период окупаемости
- рентабельность;
- конкурентные преимущества.
- Для получения поддержки от государства, например — субсидии или гранта. В россии есть много программ направленных на поддержку малого предпринимательства. Например, социальный контракт на открытие своего бизнеса. Чтобы получить финансовую поддержку от государства нужно предоставить бизнес-план, который будет соответствовать требованиям социальной службы. Помните, что требования к бизнес-плану для малого бизнеса будут отличаться от требований, например, к самозанятым.
- Для получения кредита в банке. Требования к бизнес-плану у разных банков отличаются. Поэтому, чтобы сделать все правильно форму и требования нужно уточнить у кредитного консультанта. При написании бизнес-плана для банка стоит ориентироваться на международные стандарты UNIDO. Так вы получите универсальный документ, который подходит под требования большинства банков. Составляющие бизнес-плана по стандарту UNIDO:
- резюме;
- описание отрасли и компании;
- описание товаров или услуг;
- продажи и маркетинг;
- производственный план;
- организационный план;
- финансовый план;
- оценка эффективности проекта;
- риски и гарантии компании;
- приложения (дополнительные документы).
- Антикризисные бизнес-планы нужны для компаний, которые находятся в сложном финансовом положении — предбанкротном или банкротном. Их главная цель — донести до кредиторов то, как компания планирует выходить из сложившийся ситуации, а также предложить способы решения споров.
Как составить бизнес-план
Составление бизнес-плана можно заказать у специалиста, но тут важно помнить, что если вы планируете следовать этому плану сами, то вы должны принимать участие в его составлении.
Разработка бизнес-плана состоит из четырех важных шагов.
Шаг первый: проанализировать рынок и конкурентов
- Изучить то, как работают конкуренты.
- Изучить вашу целевую аудиторию: узнать ее объем, ее особенности, потребности и интересы.
- Можно заказать исследование рынка в специализированной компании. Что в него входит:
- емкость рынка и его изменения за последние несколько лет;
- прогнозирование тенденций рынка и их развития на краткосрочную или долгосрочную перспективу;
- описание особенностей условий работы рынка. Например: география или сезонность;
- список конкурентов и их анализ;
- описание бизнес-моделей и финансового положения лидеров рынка;
- SWOT-анализ;
- заключение и рекомендации.
Шаг второй: собрать все исходные данные
- Подобрать подходящую систему налогообложения
- Сделать список инвестиционных расходов и указать их объем и время осуществления. Примеры таких расходов: затраты на ремонт офиса или покупка оборудования.
- Описать остальные затраты. Например: коммунальные платежи или аренда помещения.
- Указать информацию по предполагаемым источникам финансирования: их размер и период возврата.
- Определить с количество нанимаемого персонала и размер их зарплат.
- Собрать информацию о стоимости и объеме необходимого производственного сырья.
- Определить размер производства и объем продаж, узнать расценки и оценить влияние сезонности.
Шаг третий: сформировать финансовую модель проекта
Для расчета финансовой модели подойдут такие программы как Exel или Google Таблицы. Или можно использоваться специализированные онлайн-конструкторы. Общий принцип их работы: надо внести исходные данные (доходы и расходы), чтобы на выходе увидеть расчет всех финансовых показателей — поток платежей и отчет о прибылях и убытках.
Шаг четвертый: написать план.
Только после выполнения всех предыдущих шагов и изучения стандартов оформления бизнес-плана стоит приступать к его написанию. В первую очередь подробно опишите свою идею. Затем перенесите необходимую информацию из уже составленных планов: организационного, маркетингового, производственного и финансового.
Дополнительно стоит включить вспомогательный материал, который поможет визуализировать вашу идею. Это могут быть: фотографии, таблицы, графики, диаграммы объектов. Изображения помогают привлечь внимание того, кто будет читать бизнес-план и лучше понять суть проекта. Все остальные требования зависят от стандартов оформления документа.
Резюме
- Новое дело лучше не открывать без бизнес-плана. Его наличие снижает вероятность того, что бизнес провалится.
- Бизнес-планы составляют для разных целей — от поддержки внутреннего развития до привлечения внешнего инвестирования.
- Бизнес-план можно купить, но этот вариант подходит не для всех целей.
Также читайте: Как привлечь инвесторов