Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяОрганизация бизнесаКак сделать мониторинг цен конкурентов

Как сделать мониторинг цен конкурентов

Как сделать карьеру без границ   Как создать идеологию в компании

Предприниматели хотят, чтобы клиенты выбирали их товары из-за высокого качества. Но потребители всё равно смотрят на цену. И если цена у конкурента на подобный продукт ниже, то чаще всего покупатель сделает выбор в его пользу.

Когда в маркет-плейсе человек выбирает сетку для игры в волейбол, из прочих предложений его внимание привлечёт самый дешёвый вариант. И вряд ли он будет разбираться, почему лучше купить сетку дороже. Просто купит самую дешёвую.

Расскажем, как эффективно вести мониторинг цен конкурентов, чтобы вовремя реагировать на ситуацию на рынке и не терять продажи, а наращивать их.

Что такое мониторинг цен конкурентов

Мониторинг цен конкурентов - это не просто оценка стоимости товаров у разных продавцов. Это инструмент, который помогает понять ситуацию с ценами в данный момент, оперативно выявить их изменения и среагировать на них. А вот если пропустить демпинг со стороны конкурентов, можно не просто понести убытки, но и потерять бизнес.

мониторинг цен конкурентов

Тысячи небольших продуктовых магазинов России обанкротились, когда на рынок вышли крупные сети. "Лента", "Пятёрочка, "Магнит" и другие сети просто уничтожили мелкую розницу своими более дешёвыми ценами. Лишь немногие магазинчики смогли адаптироваться к новой ситуации.

По результатам анализа мониторинга цен конкурентов можно поменять ценовую политику, найти других поставщиков, оптимизировать издержки.

Зачем нужен мониторинг цен конкурентов

Без мониторинга цен конкурентов стать лидером рынка никак не получится. Даже если товар или услуга супер уникальны, нужно быть в курсе схожих предложений.

Хоккейная команда "Ак Барс" из Казани предлагает уникальный продукт - матчи лучших хоккейных команд России на своей ледовой арене. Но болельщики в Казани могут вместо хоккея купить билеты на другие спортивные зрелища. На футбол, баскетбол, волейбол. Или вообще выбрать зрелище не спортивное, а пойти на музыкальный концерт. Поэтому цены на хоккей должны быть конкурентными с другими предложениями провести досуг в Казани.

Мониторинг цен позволяет:

  • выставлять привлекательные для покупателей цены;
  • нарастить продажи;
  • получать максимально возможную прибыль;
  • договариваться с поставщиками о лучших условиях;
  • вовремя реагировать на изменения рынка;
  • чётко отвечать покупателям на вопросы по ценообразованию.

Если турфирма организует экскурсии дороже, чем конкуренты, то об этом нужно знать, чтобы сделать цены привлекательнее. В идеале, за счёт сокращения издержек, что позволит не потерять в прибыли. 

Например, разработать более дешёвые маршруты, где не требуется платить за вход туристов на объекты. Ведь можно в ходе поездки в Санкт-Петербург посетить меньше музеев, зато больше мест с красивыми видами на Неву и город. Туристы сделают отличные селфи и будут довольны, возможно, даже больше, чем от просмотра экспозиции музея.

Ещё мониторинг цен поможет заранее подготовить ответы на возможные вопросы клиента о том, почему он должен платить дороже, чем конкуренту. 

как сделать мониторинг цен конкурентов

Например, экскурсоводы турфирмы более высокого уровня, транспорт для передвижения экскурсионных групп комфортнее. Или в цену экскурсии входят услуги, за которые конкуренты просят доплачивать и в итоге выходит ещё дороже.

Методы мониторинга цен конкурентов

Вручную

Придётся искать конкурентов через поисковики и на маркет-плейсах. Затем заходить на их сайты, интернет-магазины в соцсетях и записывать цены в Excel.

Также, для ручного мониторинга нужно использовать агрегаторы цен, такие как Price.ru, E-katalog, "Яндекс. Маркет".

Мониторинг вручную - устаревший и весьма трудоёмкий способ, отнимающий много времени, которое можно потратить на общение с клиентами, улучшение  продукта или продажи.

При этом всё равно можно что-то упустить и не получить объективную картину по ценам конкурентов. 

Парсинг

Парсингом называют автоматизированный сбор данных с сайтов. Чтобы собрать информацию о ценах конкурентов можно применять парсеры. Это специальные программы, которые могут написать по вашему заказу. Либо можно купить уже готовые программы для парсинга цен.

Это позволяет проводить автоматический сбор информации о ценах конкурентов по заданным параметрам на любом количестве сайтов и с любой частотой времени, хоть круглые сутки.

что такое мониторинг цен конкурентов

Но нужно понимать, что для парсинга придется быть немного программистом, либо нанимать человека, который будет постоянно проводить обновления и вносить корректировки в программу парсер.

Это придётся делать, когда конкуренты будут вносить изменения в структуру своих сайтов. Иначе собирать данные уже не получится.

Ещё нужно иметь в виду, что парсинг обычно даёт только сухие цифры без глубокой аналитики. Поэтому, получив данные о ценах конкурентов, придётся проводить их самостоятельный анализ.

Онлайн-сервисы

Можно подобрать как платные, так и бесплатные онлайн-сервисы для мониторинга цен конкурентов. Причём, у многих платных сервисов есть бесплатные демо-версии, чтобы протестировать их работу перед тем, как платить деньги.

Одни онлайн-сервисы занимаются только сбором цен с сайтов, которые пользователь введёт самостоятельно, а более продвинутые ещё и предоставят функции, чтобы проанализировать полученную информацию.

К тому же, более технологичные сервисы сами автоматически проведут поиск конкурентов и сопоставят товары.

Некоторые сервисы просят для этого указать ссылку на свой товарный фид - файл с данными о всех товарах и их атрибутах. Товарный фид обычно создаётся для запуска рекламы на площадках в интернете: Яндекс, Google Merchant и других.

Есть сервисы, которые позволяют мониторить только рекламируемые товары, что помогает избежать попадания в отчёт устаревших цен, например, с уже неработающих онлайн-магазинов.

Пример: владелец интернет-магазина снаряжения для дайвинга с помощью онлайн-сервиса решил провести мониторинг цен конкурентов на схожие товары.

Если он воспользуется услугами более дорогого, но и более продвинутого онлайн-сервиса, то получит:

  • автоматически проведённое сопоставление товаров и сравнение цен;
  • актуальные данные (в отчёт попадут сведения только по рекламируемым товарам конкурентов);
  • аналитику и рекомендации по ценам.

В плане аналитики на руках будут:

  • количество конкурентов, запустивших рекламу с теми же товарами;
  • ценовая позиция на рынке;
  • средние цены на рынке;
  • минимальные и максимальные цены на рынке;
  • отличие цены от средней в процентах и в номинале;
  • рекомендованная цена.

При выборе онлайн-сервиса стоит ещё учитывать, создан ли он для анализа русскоязычного сегмента рынка или это зарубежная разработка. Если компания продаёт русскоязычным клиентам, лучше подойдёт русскоязычный сервис.

Вместо послесловия

Мониторинг цен конкурентов - жизненная необходимость для любого бизнеса. Если бизнес совсем маленький, торгует узким ассортиментом товаров и конкуренция на рынке в сегменте мала, тогда, возможно, ещё подойдёт "дедовский" способ мониторинга цен вручную.

Но современные реалии требуют автоматизированный подход. И здесь выбор за предпринимателем.

Самый простой и быстрый способ получить данные по ценам конкурентов вместе с аналитикой - воспользоваться услугами качественного онлайн-сервиса. В интернете можнл найти массу предложений и отзывов по имеющимся предложениям.

Но если требуется индивидуальный подход, есть возможность заказать создание парсера - программы мониторинга цен конкурентов. Она будет учитывать все пожелания, и в ней можно прописать любые необходимые настройки.

Также читайте: Как работает закон спроса и предложения

Связанные термины

Как проверить идею с помощью proof of concept
Как работает закон спроса и предложения
Как применить стратегию голубого океана в бизнесе