Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяБизнес-словарьКак создать идеологию в компании

Как создать идеологию в компании

Как сделать мониторинг цен конкурентов Как составить сопроводительное письмо кандидата. Фишки написания и чек-лист для HR- специалистов

Расскажем, что такое идеология компании, зачем она нужна и как её создать.

Вы наверняка слышали, что ни одна компания не может стать успешной, если у неё нет миссии. И под успехом не имеется в виду прибыль. Деньги может заработать любой бизнес. А вот выйти в мир и принести людям пользу своим продуктом способен не каждый. И миссия компании - это то, что придаёт услуге, товару или инфопродукту настоящую ценность.

Amazon, Apple, Яндекс или Google - все эти компании больше чем просто мобильные телефоны, удобные поисковые системы или платформы электронной коммерции. За ними стоят смыслы и ценности. Владельцы смогли построить настоящую идеологию компании - систему идей, взглядов и традиций, отражающих мировоззрение её основателей. Именно она привлекает покупателей, именно из-за нее соискатели со всего мира хотят там работать.

Как создать идеологию и какие шаги предпринять, читайте дальше.

Этапы создания идеологии в компании:

1 этап: сформулируйте цель компании

Глупо отрицать, что цель любого бизнеса - это прибыль. Стремление заработать деньги - отличная мотивация, которая двигает многими предпринимателями. Но гонка за прибылью быстро истощает ресурсы, оставляя после себя опустошение. 

Источником энергии является большая цель, которая заряжает и самого предпринимателя и его сотрудников. Именно она ляжет в основу всей идеологии компании. Если цель вашей компании пока не сформирована ответьте на вопросы:

  • Для чего создавалась компания?
  • Какие у нас ценности?
  • К какой цели мы идём?
  • Ради чего совершенствуемся? 

Подключите к обсуждению топовых руководителей и обычных сотрудников. Поделитесь с командой своими мыслями.

Ответы на эти вопросы приведут предпринимателей к созданию  идеологии компании. А сотрудники не превратятся в роботов, которые выполняют список задач по указке.

О том, что такое цель и замысел компании, читайте в статье. 

Генеральный директор Sports.ru Марк Тен выстраивает в компании идеологию, основанную на открытости и доверии. Сотрудники общаются на равных, не боятся высказывать мнение или предлагать новые идеи.

Никакая бесплатная пицца в перерывах и навороченная кофемашина под боком не удержит заряженных специалистов. Коллективу важно знать идеологию компании, к чему она стремится и ради чего каждый выполняет работу.

Цель компании нужно не только обозначить, но и прописать. Но это не должен быть список непонятных мыслей, закреплённый магнитами на доске. Отнеситесь к формулировке ответственно и постепенно шлифуйте её до идеала.

Подробно о том, что такое миссия компании и как её сформулировать, рассказали в статье.

2 этап: оцените состояние корпоративной культуры и внесите изменения

Грубо говоря, корпоративная культура - это средний градус поведения по компании. Это негласные правила, по которым живёт ваш коллектив. Это нормы общения друг с другом и с клиентами. Это поведение и действия сотрудников во время рабочего дня. Корпоративную культуру нельзя внедрить сверху. Она формируется в коллективе.

Это то, как общаются менеджеры с клиентами и является ли периодическое хамство для них нормой. Как на грубое высказывание среагируют другие коллеги. Подберёт ли сотрудник бумажку с пола, вымоет ли за собой чашку на кухне? Как он поведёт себя если заметил, что в документах ошибка? Скажет или промолчит? А если он видит явно не оптимальный процесс, каковы будут его действия? 

Как общаются коллеги в перерывах? Как взаимодействуют с руководством? Большой босс сидит целыми днями у себя в кабинете, а когда выходит все опускают глаза? Или начальник с удовольствием принимает участие в обеденных обсуждениях новых идей?

Оцените поведение коллектива и подумайте, какие изменения нужно внести, чтобы обстановка стала более благоприятной. Отнеситесь серьёзно к формированию корпоративной культуры, ведь она одна из основ идеологии компании. 

Статья корпоративная культура: принципы и элементы поможет разобраться в тонкостях.

3 этап: ищите единомышленников

В компанию приходит человек с определёнными ценностями, взглядами и амбициями. И не всегда они совпадают с идеологией, которую строит компания. Например, в фирме политика гласности - любой конфликт обсуждают открыто напрямую. А новый сотрудник затевает подковëрные игры, сплетничает и манипулирует.

Или основная ценность вашей компании - это творческий подход, поиск новых решений, работа без шаблонов. А на собеседование пришёл человек, привыкший работать по указке и алгоритмам. Это не плохо. Просто вам это не подходит.

Сотрудники, которые проявляют к идее и миссии компании недостаточный интерес, работают менее продуктивно. Поэтому уже на этапе собеседования начните отбирать тех, кто поддерживает ценности компании и имеет такие-же ориентиры. Это позволит быть с вами на одной волне, избежать «торможения» в процессе работы и стать частью идеологии компании. 

При выборе кандидата, важно обращать внимание не только на его hard skills, но и заинтересованность работать именно у вас. Можно не соответствовать по техническим характеристикам на 100%, но при этом искренне интересоваться возможностями развития компании, её идеологией, культурой и ценностями. 

Рекрутинг: этапы, тренды, лайфхаки и как он помогает избежать ошибок в формировании команды, читайте а статье.

4 этап: найдите "душу" компании

В каждом коллективе есть человек, к которому прислушиваются и на которого равняются. Некий негласный лидер. Важно, чтобы его ценности совпадали с ценностями компании. Чтобы он транслировал команде определённые смыслы и идеи и своим поведением поддерживал нужную культуру.

Найдите такого скрытого лидера в вашем коллективе или среди соискателей. При выборе кандидата, обратите внимание на того, кто будет «заряжать» коллектив. Человек с нужным типом личности, опытом и мировоззрением повлияет на формирование идеологии.

Лидеры коллектива помогают руководству улаживать конфликты, минимизировать сопротивление команды при внедрении инноваций, они в курсе подводных течений и знают негласные правила, которые могут ускользать от глаз основателя. 

Душа коллектива должен стать надёжной опорой, но никак не выполнять часть работы за основателя. 

5 этап: формируйте бренд работодателя

Это мнение работников о компании. Как они воспринимают организацию, что чувствуют и рассказывают о коллективе и начальстве. Как правило о работодателе можно узнать из отзывов в интернете. То как ваши текущие или бывшие сотрудники отзываются о вас как о работодателе влияет на становление идеологии компании. 

Через честное независимое мнение можно узнать:

  • об отношениях в, коллективе;
  • о стиле управления в компании;
  • о роли руководителей;
  • о том как начальство относится к инициативе сотрудников;
  • о бонусах и дополнительных плюшках компании.

Также вы можете сыграть на опережение и разместить информацию об условиях работы на сайте. Классно, если это будет ролик, в котором сотрудники рассказывают о задачах, о коллективе, о совместных мероприятиях, транслируют ценности компании и делятся корпоративной историей. 

Это вызовет доверие к компании, а соискатели уже до собеседования будут иметь представление о компании, иделлогии, культуре и ценностях.

Hr-брендинг: что это такое, зачем нужен и как его сформировать

6 этап: подкрепляйте ценности

Это касается и внутреннего и внешнего подкрепления. 

Поощряйте сотрудников, которые являются примером приверженности ценностям компании. Например, за творческий подход, за поиск новых решений, за внедрение процессов, за организацию корпоративных встреч, за самое лучшее обслуживание клиентов, за быстрое и точное выполнение задач и так далее.

Проводите благотворительные акции, общественные мероприятия. Если ценность вашей компании это инновации - станьте партнёром научного центра. Если вы делаете ставку на молодое поколение - приглашайте студентов на экскурсии в офис, практику и сотрудничайте с университетами. Если у вас экологичное производство, организовывайте общественные субботники или акции по раздельному сбору отходов.

Вместо заключения

Построение идеологии компании не такой уж и простой процесс. Он требует стратегического планирования и ресурсов. То что могут позволить себе корпорации, не может стартап или небольшая фирма. Однако к опыту крупных компаний точно стоит присмотреться и что-то позаимствовать. 

Главное помнить, что процесс создания идеологии компании в каждой организации уникален. И в основе лежат ценности и идеи, которыми живёт и активно транслирует основатель бизнеса. 

Также читайте: Что такое политика компании