Содержание
Наверняка многим известна книга Чан Кима и Рене Моборна “Стратегия голубого океана”. Она была опубликована в 90-х годах и является своеобразным руководством по выбору пути развития бизнеса.
Как тогда, так и сейчас предпринимателей интересует ответ на вопрос: “Как действовать в рамках перенасыщенного рынка и жесткой конкуренции, которая царит во всех сферах”. Эта книга предлагает стратегию по выходу из конкуренции и объясняет, как это сделать.
Голубой и алый океаны
Все сферы рынка авторы условно разделили на два больших океана - голубой и алый.
Алый океан получил свое название из-за окраски крови, которая проливается в борьбе конкурентов. Они постоянно делят рынок и пытаются захватить его долю. В таком океане конкуренция выстраивается на уровне цены. Согласитесь, что и сейчас многие бизнесы могут проецировать это на себя. Конкуренция за счет цены - самая распространенная история в бизнесе, и лишь немногие понимают, как можно действовать по другому.
Голубой океан - это океан свободный от крови конкуренции. Он существует в совершенно другой плоскости, где конкуренция просто неуместна, где его участники начинают по-другому смотреть на рынок и формировать спрос, которого не было вчера. Тем самым они выделяют себя от других и становятся ближе к потребителям. И потребителям становится настолько важно пользоваться именно этими продуктами и услугами, что других предложений для них не существует. В этот момент для покупателей нет другого выбора, кроме этого продукта, для них нет альтернатив у конкурентов.
Вот на этих метафоричных понятиях и построена эта книга.
Характеристики продуктов голубого океана
Продукты красного океана - это скорее рядовые потребительские продукты рынков и супермаркетов, которые конкурируют между собой ценами и акциями. Продукты голубого океана - это продукты, созданные на стыке ниш и рынков. Они уникальны по своим характеристикам и их сложно сравнивать с имеющимися товарами или услугами.
Ярким примером продукта из сферы голубого океана является Цирк Дю Солей. При его создании основатели провели аналитику рынка и оценили характеристики текущего продукта, который предлагался зрителям.
На тот момент необходимым атрибутом любого цирка было шоу, в котором участвовали звезды и животные. Они же были и самой большой статьей расходов при содержании. Поэтому создатели нового цирка решили отказаться от этих “невыгодных элементов”.
Далее они проанализировали смежный рынок - театр. Оказалось, что представление в театре было более красочно и имело выстроенный сюжет, а билет стоил дороже.
В результате было принято решение совместить театральное и цирковое представление. Так и появился необычный продукт - Цирк Дю Солей, который отличается от привычного цирка уникальными элементами, которых больше нигде нет. За счет этого проект стал невероятно успешным.
Выход в голубой океан не должен ассоциироваться с изначальным созданием уникального и необычного продукта. Можно посмотреть на существующий рынок другими глазами, переосмыслить его, дополнить, синтезировать с другими сферами. Сделать так, чтобы итоговый для потребителя продукт стал особенным и несравнимым ни с чем другим.
Сценарии выхода в голубой океан
Важно понимать, что стратегия голубого океана - это инструмент, результатом которого могут быть:
- идеи для создания новых продуктов и услуг;
- идеи для переосмысления всего бизнеса.
Вот два сценария, которые помогут достичь желаемого.
1. Заложить в продукт глубокий смысл и идею
Задайтесь вопросами:
- Что, помимо зарабатывания денег, мы хотим привнести в мир этим бизнесом?
- Какой вклад мы хотим сделать в общество?
- Что по-настоящему ценного мы несем?
- Что нами по-настоящему движет, ради чего мы встаем по утрам?
Можно не изобретать велосипед и не придумывать что-то новое. В голубой океан можно войти, заложив в продукт глубокую идею.
Например, отказ Цирка Дю Солей от использования животных нашел социальный отклик у людей, которые обеспокоены судьбой животных. И сейчас цирк выполняет социальную миссию, показывая, что в цивилизованном обществе неприемлемо насилие над животными.
Магазин “ВкусВилл” выбрал своей миссией создание продуктовых магазинов, где предлагают людям натуральные здоровые продукты и честное отношение. И этот смысл придает их деятельности принципиально другое содержание и выводит за рамки конкуренции.
2. Стать непохожим на стандарты рынка
Сделать так, чтобы по каким-то критериям отличаться от стандартов рынка. Для этого отметьте ведущие и важные элементы для своего бизнеса. Проделайте тоже самое для своих конкурентов. В красном океане ваши элементы совпадут с элементами конкурентов.
Чтобы выйти в голубой океан, вы можете:
- позаимствовать элементы из смежного рынка;
- добавить что-то, что отсутствует у всех конкурентов;
- убрать один из элементов;
- усилить или “прокачать” один из элементов;
- спросить своего потребителя, что важно для него, а что нет;
- посчитать, сколько стоит тот или иной фактор.
Так, играя параметрами, включая новые, или увеличивая и улучшая какие-то характеристики, можно создать продукт, отличающийся от конкурентов.
Кто может использовать стратегию голубого океана
Большое заблуждение думать, что стратегия голубого океана сработает только в стартапах. Она отлично подойдет и сложившемуся бизнесу, который хочет что-то поменять.
Конечно, за счет того, что стартапы более гибкие, быстро внедряют изменения и пробуют тестировать разные гипотезы, они чаще используют эту теорию. Но крупные компании также могут извлечь из этого фантастическую пользу. Этот подход очень систематизирует деятельность, помогает создать новый продукт или изменить имеющийся.
Кому стратегия точно не подойдет
Вероятность, что подобная концепция кому-то не подойдет сводится к нулю. Однако метод не сработает, если компания считает, что у них все “в шоколаде” и им ничего не нужно менять.
Но если компания понимает, что продукт требует изменений, что нужно предпринимать какие-то действия, нужны новые и лучшие результаты, то применение концепции голубого океана с высокой вероятностью принесет результаты.
Даже если компания производит базовые низкомаржинальные продукты и это приносит ей огромный доход, ничто не мешает ей сделать и высокомаржинальный товар, применяя концепцию голубого океана. В результате можно найти новый продукт, который принесет компании еще большую выгоду.
Главное начать искать, анализировать рынок, акцентироваться на характеристиках, которых не будет у конкурентов, начать тестировать гипотезы и так выйти в желанный для каждого предпринимателя голубой океан.
Как стратегия голубого океана может помочь бизнесу
Кризисное время - это стресс для бизнеса. Но также это и фантастическая возможность быстро понять, что потребителям нужно прямо сейчас и что им нужно будет завтра. И сейчас самая важная инвестиция, которую может сделать компания - понять, как меняются потребности клиента, что ему становится важно. Бизнесу важно повернуться к потребителю лицом и выстраивать с ним доверительные отношения.
Стратегия голубого океана помогает найти эти характеристики и предложить клиенту нужный для него товар или услугу. Применяя этот метод, бизнес может поддержать потребителя и избавить его от лишнего стресса, создав для него идеальное на данный момент предложение
Также читайте: Бизнес в условиях кризиса