Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяРуководителюКак проверить идею с помощью proof of concept

Как проверить идею с помощью proof of concept

Как правило Парето помогает управлять качеством Как работает freemium модель бизнеса

В статье рассказали, что такое proof of concept, о этапах проведения, плюсах и минусах.

Proof of concept (PoC) - это метод проверки концепции, позволяющий на начальном этапе просчитать, чем для вашего бизнеса может обернуться любое новшество, будь то внедрение новой технологии на производстве или создание нового ПО.

Преимущества метода PoC

Долго запрягать, то есть тратить на проверку жизнеспособности концепции несколько месяцев - непозволительная роскошь в современном быстро меняются мире. Пока вы будете проверять свою идею на практике, вас обойдут конкуренты, сделавшие это в теории. Чтобы этого не произошло используйте метод PoC. Он позволит вам:

  • определить жизнеспособность той или иной гипотезы или метода решения проблемы;
  • потратить на эту проверку как можно меньше времени;
  • избежать серьёзных финансовых вложений в разработку продукта, который не будет востребован на рынке;
  • получить конкурентное преимущество, просчитав заранее результат, к которому приведёт внедрение новой идеи или разработки.

Отличие метода PoC от MVP

Иногда метод PoC путают с созданием минимально жизнеспособного продукта (MVP). На самом деле проверка концепции - более широкое понятие, которое может, как включать, так и не включать в себя MVP.

Минимально жизнеспособный продукт (MVP) - это всегда физическое воплощение будущего продукта, его ранняя версия, выполненная в маленьком масштабе. Фирма, создавшая  MVP может уже иметь первых клиентов.

О том, как использовать mvp, также читайте в статье сартап: как создать, раскрутить и привлечь деньги.

Фирма, занимающаяся проверкой концепции, может в конце концов отказаться от реализации своей гипотезы, посчитав её практически неосуществимой или убыточной.

Этапы PoC

Метод проверки концепции считается довольно расплывчатым понятием и не имеет чётко прописанных шагов, подходящих для каждого бизнеса.

Всё потому, что PoC может использоваться абсолютно в любой сфере: от космических или IT разработок до создания нового турпродукта или модели кроссовок. И, конечно, тестирование новых гипотез в разных сферах бизнеса будет включать в себя разные шаги.

Тем не менее можно назвать наиболее общие этапы проверки концепции.

Формулирование концепции. Вы должны чётко понимать, что именно вы проверяете: в какой области бизнес-процесса запланированы изменения, какие недостатки в ней есть на текущий момент и к каким изменениям вы планируете прийти после внедрения гипотезы. Помните, что правильная формулировка может и не обеспечит вам успех, но неправильная точно гарантирует провал.

Сбор всех необходимых данных. Здесь все зависит от области исследования. Открываете новую столовую в неизвестном для вас районе? Соберите всю информацию не только о наличие там других точек питания, то есть конкурентов, но и об имеющихся там предприятиях и офисах - ваших потенциальных клиентах. Автоматизируете составление расписания сотрудников колл-центра в медицинском учреждении? Вам нужны не только расписания всех операторов за последние пару лет, но и список обращений в колл-центр, чтобы определить холодные и горячие часы и даже сезоны.

Анализ опыта конкурентов. Старайтесь учитывать всю имеющуюся у вас информацию и при этом не замыкайтесь в себе и своей идее. Если вы тестируете гипотезу о создании совершенно нового продукта или находитесь на пути разработки стартапа, вы должны быть знакомы со всеми уже существующеми на рынке решениями в вашей области. И о объёме и ёмкости рынка, конечно, тоже надо иметь максимально конкретное представление.

Анализ всех имеющихся данных. Это самый очевидный и при этом самый сложный этап PoC. Как бы банально это ни звучало, но только цифры покажут вам точное соотношение предполагаемых инвестиций и прибыли.

Создание прототипа или MVP. Как уже говорилось выше, это не самый обязательный этап, но стоит признать, что наличие даже частично функционального прототипа позволяет найти недостатки вашего продукта и быстро провести работу над ошибками.

Следить за выполнением всех этапов помогают специальные сервисы, где можно легко организовать командную работу, ставить задачи и контролировать дедлайны и исполнителей. Например, это можно сделать в инструменте Задачи Platrum.

Proof of concept: пример

Понятие Proof of concept появилось в США, в шестидесяти годах прошлого века и относилось к разработками в космической сфере. С тех пор оно шагнуло во все области человеческой деятельности.

Приведём пример из сферы торговли. Перефразируя мультперсонажа: чтобы продать что-нибудь нужное, нужно его сначала либо купить, либо произвести. А вдруг нужное с вашей точки зрения окажется ненужным с точки зрения покупателя? Воспользуйтесь методом проверки концепции. Для этого разместите объявление о продаже товара, которого у вас ещё нет, чтобы замерить спрос на него. 

Именно так в своё время поступили создатели американского интернет-магазина Zappos. Они начинали свою работу с того, что фотографировали обувь в оффлайн магазинах и, получив на неё онлайн заказ, отправляли её покупателям. 

А всё потому что в 1999 году люди были ещё не уверены в том, что интернет-магазины будут пользоваться большим спросом у покупателей.

Вместо послесловия

Для того, чтобы оставаться на плаву бизнесу нужно постоянно развиваться. Однако, порой ошибочная идея, призванная дать толчок к развитию, может привести к необоснованно высоким финансовым вложениям и погубить вашу компанию.

Проверка идеи с помощью метода Proof of concept имеет ряд очевидных преимуществ и всего один, но весьма существенный недостаток.

С помощью этого метода вы сможете избежать финансовых и репутационных рисков, откажетесь от внедрения сомнительных методов и решений или наоборот сможете убедить инвесторов в высоком потенциале именно вашей разработки.

Однако, стоит признать, что ни в одном руководстве по ведению бизнеса вы не найдёте чёткой структуры этого метода, которая подходила бы именно к вашей ситуации. 

Этапы и шаги PoC будут меняться в зависимости от области её применения и определяться с этими этапами вам придётся самостоятельно. Главное помнить, что основную суть метода Proof of concept уже сформулирвала народная мудрость в поговорке "Семь раз отмерь, один отрежь".

Также читайте: Как работает закон спроса и предложения

Связанные термины

MVP: что это такое и как работает?
Как сделать мониторинг цен конкурентов
Как работает закон спроса и предложения