MVP: что это такое и как работает?
В статье рассказали, что такое MVP, о его преимуществах и недостатках. Привели примеры, как MVP помогает бизнесу.
Метод MPV: что это?
MVP (от английского Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт, ранний релиз сервиса с ограниченным набором функций, за которые пользователь готов заплатить.
Метод MVP помогает бизнесу:
- получить обратную связь от пользователя и улучшить продукт перед массовым запуском;
- не тратить время и деньги на разработку сервиса, не интересного целевой аудитории;
- быстро получить прибыль ещё на этапе разработки;
- убедить инвесторов, что у разработки есть потенциал и нужно увеличить финансирование на его развитие.
Можно 10 лет потратить на разработки и исследования и изобрести велосипед с квадратными колёсами, в то время как все вокруг уже гоняют на флайбордах, как у Марти Макфлая. А можно за несколько месяцев сделать MVP и уже начать зарабатывать.
Создание MVP соответствует концепции бережливого стартапа и требуется, чтобы усовершенствовать продукт через постоянное тестирование.
MVP часто путают с прототипом, потому что они оба создаются для подтверждения бизнес-гипотез. Но в отличие от прототипа, MVP продукта обладает достаточной функциональностью, чтобы продать его пользователю. Деньги тут могут быть небольшие, но на этом этапе важно убедиться, что покупатель голосует за сервис рублём.
Как работает метод MVP: примеры из практики
- Airbnb
Перед тем как стать сайтом #1 по бронированию частных квартир по всему миру, основатели Airbnb Брайан Чески и Джо Геббиа создали обычный лендинг. На нём они разместили информацию с фотографиями своего чердака и предложением о его сдаче. Через год они уже привлекли первых инвесторов и продолжили развитие проекта.
- Wildberries
Основательница одного из крупнейших маркетплейсов Татьяна Бакальчук начала с того, что купила одежду в Германии, разместила фото из каталогов Otto и Quelle на своём сайте и начала ее продавать. В 2021 году годовой оборот Wildberries вырос до 844 млрд рублей.
- Playrix
Братья Бухманы сейчас близки к тому, чтобы войти в топ-10 российский миллиардеров по версии Forbes. А в 2001 году они создали компьютерную игры в жанре xonic и заработали на ней $60. На тот момент этот результат показался им успешным и они продолжили создавать новые игры. Наверное, вы тоже хоть раз играли в Township или Gardenscapes.
Варианты MVP
Создать минимально жизнеспособный продукт можно несколькими способами. Вот самые распространённые из них.
Ручной сервис (MVP Флинстоунов)
Перед созданием полностью автоматизированного продукта над ним работает вся команда. Но интерфейс сервиса создан таким образом, что у пользователя складывается впечатление, что работа механизирована и в процессе не участвуют люди.
Этот вариант ещё называют MVP Флинстоунов. Вспомните, как семейка Флинстоунов дружно делала вид, что едет на машине, в то время как все просто быстро перебирали ногами.
Консьерж
В данном случае команда не скрывает того, что в процессе задействованы люди. Создатели релиза напрямую общаются с клиентами и принимают заявки. Это помогает лучше понять их потребности и в будущем выпустить качественный цифровой продукт.
Разрозненный сервис
В этом случае разработчики не пытаются сразу разработать уникальную программу, которая будет работать под них, а используют стандартные решение. Например, онлайн-школа не вкладывает время в написание собственной программы тестирования, а интегрирует в готовую платформу бесплатные решения от Google.
Сервис с единственным параметром
В этом случае создатели не пытаются вместить в продукт всё лучшее сразу, а делают ставку на 1-2 ключевые функции. Например, сервис по доставке цветов запускает приложение с простым интерфейсом где можно заказать букет и оформить доставку, заполнив нужные поля. Позже разработчики планируют внедрить опцию создания собственного букета и эксклюзивного поздравления. Но на этапе MPV эти функции не важны и поэтому не реализованы.
Преимущества MVP
Внедрение минимально жизнеспособного продукта:
- позволяет более точно спланировать бюджет компании;
- помогает собрать обратную связь и скорректировать бизнес-модель;
- сокращает время на создание продукта;
- привлекает клиентов до основного запуска;
- демонстрирует интерес пользователей или его отсутствие;
- привлекает инвесторов, если компании нужны дополнительные ресурсы для развития.
Недостатки MVP
Создаётся впечатление, что от создания и запуска раннего релиза одни сплошные плюсы. Но есть и несколько недостатков.
- MVP больше подходит для создания цифровых продуктов. Для других видов бизнеса это решение применяется реже. Но кто сказал, что перед тем как запускать масштабное производство обуви, нельзя изготовить несколько пар и продать их на маркетплейсах?
- MVP не подходит для инновационных решений. Если вы создали ноу-хау, не факт, что аудитория уже готова к ним. Поэтому при публикации релиза тестирование может показать отсутствие интереса у клиентов. Хотя на самом деле вы просто предлагает людям автомобиль, когда все вокруг мечтают о новой лошади.
Как создать MVP
Чтобы запустить успешный релиз, нужно пройти несколько этапов: от идеи до тестирования продукта. Что именно надо сделать?
- Обозначить проблему
Определите, какую боль клиента будет закрывает ваш сервис.
- Создать портрет клиента
Максимально полно опишите своих покупателей. Какого они пола, сколько им лет, где живут, чем увлекаются, какое у них образование, где работают и сколько получают. Чем подробнее, тем лучше.
- Провести анализ конкурентов
Возьмите трёх самых главных конкурентов и узнайте как можно больше информации о них. Какой стратегии они придерживаются, каков их уровень доходов и объем продаж, как выстроена их система маркетинга и связей с потребителем. Собрать эти данные можно из открытых источников. Для этого подойдут сайт компании, выступления топ-менеджеров, статьи в СМИ, социальные сети, а также программы веб-аналитики типа Similar Web.
- Сделать SWOT-анализ
Проведите мозговой штурм. Сделать это можно как в одиночку, так и командой. Разделите лист бумаги на 4 сектора и опишите все плюсы, минусы, угрозы и возможности нового продукта. Такой анализ поможет увидеть картину в целом и принять правильные стратегические решения.
О том, как использовать swot анализ, читайте в нашей статье.
- Нарисовать путь пользователя в продукте
User Flow чаще всего выглядит как блок-схема с элементами интерфейса. Она помогает команде увидеть, все ли процессы имеют логическое завершение. А ещё на основе этой карты можно разработать требования к контенту и дизайну сервиса.
- Составить список основных функций
Начните с самых главных, а потом уже перечисляйте те, которые не важны и могут быть реализованы в будущем. На этом этапе вы можете понять, как будет выглядеть MVP с единственным параметром.
- Выбрать методологию
Kanban, Scrum, экстремальное программирование — выберите то, что лучше подходит вашей команде. Главное, чтобы вы могли оперативно дорабатывать сервис в любой момент работы над ним.
- Выбрать вариант MVP
Подумайте, какое решение оптимально подойдёт для вас и следуйте по выбранному пути.
- Провести тестирование
Минимально жизнеспособный продукт, надо постоянно тестировать. Иначе как убедиться, что пациент скорее жив, чем мёртв? Начните с альфа-тестирования внутри своей команды, друзьях и родственниках. А затем переходите к бета-тесту на менее лояльной аудитории. Тестировщиков можно найти на специальных сайтах или привлечь через соцсети. В процессе требуется найти все ошибки в работе сервиса и усовершенствовать его, чтобы пользователи оценили всю его функциональность.
Что нужно запомнить из этой статьи
Не зная брода — не суйся в воду. Не имея MVP — не запускай новый продукт. Чтобы создать успешный бизнес, нужно понимать, будет ли продукт или услуга интересны людям.
MVP (от английского Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт, ранний релиз сервиса с ограниченным набором функций, за которые пользователь готов заплатить. Создание MVP соответствует концепции бережливого стартапа и требуется, чтобы усовершенствовать продукт через постоянное тестирование.
Метод MVP помогает бизнесу:
- получить обратную связь от пользователя и улучшить продукт перед массовым запуском;
- не тратить время и деньги на разработку сервиса, не интересного целевой аудитории;
- получить прибыль ещё на этапе разработки;
- убедить инвесторов, что у разработки есть потенциал и стоит инвестировать в её развитие.
Также читайте: Как проверить идею с помощью proof of concept