Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяБизнес-словарьКак использовать swot анализ

Как использовать swot анализ

Как и зачем проводить тестирование персонала Как использовать геймификацию в бизнесе

Расскажем, зачем бизнесу нужно проводить swot анализ, как правильно составить и проанализировать матрицу swot анализа.

Что такое метод swot анализа в бизнесе

Swot анализ - это метод, позволяющий оценить внутренние факторы и внешние обстоятельства, определяющие развитие компании. На основе полученных данных можно построить стратегию развития бизнеса.

Swot-анализ предприятия или проекта позволяет понять текущую ситуацию и указывает направление для развития. Он нужен чтобы не застать вас врасплох. Swot-анализ сильных и слабых сторон поможет разработать эффективную стратегию. Именно swot-анализ проекта может свести к минимуму риск неудачи.

Как расшифровывается SWOT

Рассмотрим стороны swot-анализа.

S (Strengths) — сильные стороны.

Что делает ваш бизнес или проект уникальным. Преимущества и ценности, за счет которых увеличиваются продажи, чувствуется уверенность на рынке.

W (Weaknesses) — слабые стороны. 

Недостатки, которые делают компанию уязвимой, тормозят рост и развитие.

O (Opportunities) — возможности. Факторы или события, которые можно использовать в свою пользу.

T (Threats) — угрозы. Внешние факторы, не зависящие решений бизнеса.

Swot-анализ: пример использования

Коротко разберем swot-анализ организации на примере автосалона.

Swot-анализ сильные стороны: профессиональная команда, скидки постоянным клиентам, хорошие отзывы от клиентов.

Слабые стороны: небольшое помещение, невыгодное месторасположение, несовременное оборудование, нет сайта или слабо представлены в интернете.

Возможности: сделать сайт, увеличить бюджет на маркетинг и рекламу, найти более выгодное место или открыть второй филиал, запланировать покупку оборудования.

Угрозы: поставщики могут поднять цены на запчасти, из-за санкций невозможно заказать деталь из-за заграницы или она будет долго идти, на рынке появляются новые конкуренты.

Как использовать результаты?

Для понимания данных анализа используют матрицу swot-анализа. Она помогает разграничить внутренние и внешние факторы swot анализа и не запутаться в исследовании.

S-O — линия силы. Рассматриваются сильные стороны и swot-анализ возможности для того, чтобы стать лучше и успешнее. В вашем проекте профессиональная команда и большой опыт работы. Нужно рассказать об этом потенциальным клиентам на различных площадках: социальные сети, тематические журналы или программы на телевидении.

W-O — линия улучшения. Как возможности могут сгладить недостатки. Это внешняя среда swot-анализа. Например, если у вас будет уникальное автодиагностическое  оборудование, то ради этого, клиенты приедут даже в неудобный офис.

S-T —  линия защиты. Что защитит компанию или проект от форс-мажоров. Например, гарантия на разные виды работ может привлекать к вам клиентов даже в сложные времена. Развитие новых направлений работы. Не только диагностика и ремонт, но и автомойка.

W-T — линия предупреждения. Что можно сделать сейчас, чтобы предупредить будущие риски. Расширять базу партнеров. Искать отечественных поставщиков запчастей.

Пять правил качественного swot-анализа компании

1.Не оценивайте бизнес «вообще»

Чем меньше будет предмет исследования, тем точнее результат. То есть вместо исследования работы всей компании, выделите конкретные сферы: доставка, общение с клиентами, реклама. И по каждой проведите анализ.

2. Не путайте факторы

На внутренние факторы вы можете повлиять, а на внешние нет.  Контролируйте все, что в ваших силах, и подстраивайтесь под внешнюю среду swot-анализа

3. Оценивайте глазами покупателя

Сильные и слабые стороны продукта или направления определяет не топ менеджмент, а потребитель. Задача swot анализа не угодить руководству, а провести качественное исследование. 

4. Точно формулируйте 

При проведение swot-анализа не гонитесь за модными и красивыми словами, избегайте двусмысленных формулировок. 

5. Работайте в команде

Один в поле не воин. Коллеги владеют информацией в своей области и помогут разобраться в том, в чем вы не эксперт. Анализ факторов swot-анализа в команде будет точнее при учете разных мнений.

Недостатки swot-анализа

Swot-анализ деятельности — простой инструмент для определения текущей ситуации компании. Основы swot-анализа можно понять за короткое время. При этом у метода есть и свои минусы. 

  • Субъективность. Swot-анализ деятельности опирается не на цифры, а на субъективное мнение участников обсуждения.
  • Нет цифр. Результаты swot-анализа представляют без количественных показателей, только описание.

Тем не менее, swot-анализ рекомендуют проводить раз в несколько месяцев. Так будет понятно, насколько рабочим оказался ранее созданный план и требует ли он корректировки.

Матрица swot анализа

Первый шаг - построение матрицы swot анализа. Она включает 4 категории:

  • сильные стороны (Strength);
  • слабые стороны (Weakness);
  • возможности (Opportunity);
  • угрозы (Treats).

Важно помнить, что сильные и слабые стороны - это внутренние факторы, а возможности и угрозы - внешние.

Рассмотрим пример swot анализа компании по производству детского питания.

  • Внутренние факторы: к сильным сторонам компании можно отнести натуральные ингредиенты, из которых изготавливается их продукция, а к слабым - небольшие мощности производства и маленький бюджет на рекламу.
  • Внешние факторы: К числу возможностей в данной ситуации можно отнести появление новых фермерских хозяйств, с которыми можно договориться о более выгодных поставках, а к угрозам - демпинг со стороны конкурентов.

Как анализировать матрицу swot анализа

После составления матрицы необходимо сопоставить внутренние факторы с внешними:

  • Как максимально использовать возможности, пользуясь сильными сторонами компании?
  • Как справиться с угрозами при помощи своих сильных сторон и со слабыми сторонами, используя возможности?

Заключение

Если хотите сделать компанию или проект еще лучше, регулярно изучайте внутренние и внешние факторы, устраняйте недостатки и ищите точки роста, используя метод swot анализа.

Swot анализ - универсальный инструмент, который можно применять в любых сферах человеческой жизни. Большой популярностью сейчас пользуется swot анализ личности, позволяющий выявить сильные и слабые стороны конкретного специалиста.

Одним из достоинств данного вида анализа является его сравнительная простота выполнения, однако в результате вы получаете данные, которые нужно анализировать и интерпретировать самостоятельно.

Также читайте: Методы эффективного планирования