Как использовать swot анализ
Расскажем, зачем бизнесу нужно проводить swot анализ, как правильно составить и проанализировать матрицу swot анализа.
Что такое метод swot анализа в бизнесе
Swot анализ - это метод, позволяющий оценить внутренние факторы и внешние обстоятельства, определяющие развитие компании. На основе полученных данных можно построить стратегию развития бизнеса.
Swot-анализ предприятия или проекта позволяет понять текущую ситуацию и указывает направление для развития. Он нужен чтобы не застать вас врасплох. Swot-анализ сильных и слабых сторон поможет разработать эффективную стратегию. Именно swot-анализ проекта может свести к минимуму риск неудачи.
Как расшифровывается SWOT
Рассмотрим стороны swot-анализа.
S (Strengths) — сильные стороны.
Что делает ваш бизнес или проект уникальным. Преимущества и ценности, за счет которых увеличиваются продажи, чувствуется уверенность на рынке.
W (Weaknesses) — слабые стороны.
Недостатки, которые делают компанию уязвимой, тормозят рост и развитие.
O (Opportunities) — возможности. Факторы или события, которые можно использовать в свою пользу.
T (Threats) — угрозы. Внешние факторы, не зависящие решений бизнеса.
Swot-анализ: пример использования
Коротко разберем swot-анализ организации на примере автосалона.
Swot-анализ сильные стороны: профессиональная команда, скидки постоянным клиентам, хорошие отзывы от клиентов.
Слабые стороны: небольшое помещение, невыгодное месторасположение, несовременное оборудование, нет сайта или слабо представлены в интернете.
Возможности: сделать сайт, увеличить бюджет на маркетинг и рекламу, найти более выгодное место или открыть второй филиал, запланировать покупку оборудования.
Угрозы: поставщики могут поднять цены на запчасти, из-за санкций невозможно заказать деталь из-за заграницы или она будет долго идти, на рынке появляются новые конкуренты.
Как использовать результаты?
Для понимания данных анализа используют матрицу swot-анализа. Она помогает разграничить внутренние и внешние факторы swot анализа и не запутаться в исследовании.
S-O — линия силы. Рассматриваются сильные стороны и swot-анализ возможности для того, чтобы стать лучше и успешнее. В вашем проекте профессиональная команда и большой опыт работы. Нужно рассказать об этом потенциальным клиентам на различных площадках: социальные сети, тематические журналы или программы на телевидении.
W-O — линия улучшения. Как возможности могут сгладить недостатки. Это внешняя среда swot-анализа. Например, если у вас будет уникальное автодиагностическое оборудование, то ради этого, клиенты приедут даже в неудобный офис.
S-T — линия защиты. Что защитит компанию или проект от форс-мажоров. Например, гарантия на разные виды работ может привлекать к вам клиентов даже в сложные времена. Развитие новых направлений работы. Не только диагностика и ремонт, но и автомойка.
W-T — линия предупреждения. Что можно сделать сейчас, чтобы предупредить будущие риски. Расширять базу партнеров. Искать отечественных поставщиков запчастей.
Пять правил качественного swot-анализа компании
1.Не оценивайте бизнес «вообще»
Чем меньше будет предмет исследования, тем точнее результат. То есть вместо исследования работы всей компании, выделите конкретные сферы: доставка, общение с клиентами, реклама. И по каждой проведите анализ.
2. Не путайте факторы
На внутренние факторы вы можете повлиять, а на внешние нет. Контролируйте все, что в ваших силах, и подстраивайтесь под внешнюю среду swot-анализа
3. Оценивайте глазами покупателя
Сильные и слабые стороны продукта или направления определяет не топ менеджмент, а потребитель. Задача swot анализа не угодить руководству, а провести качественное исследование.
4. Точно формулируйте
При проведение swot-анализа не гонитесь за модными и красивыми словами, избегайте двусмысленных формулировок.
5. Работайте в команде
Один в поле не воин. Коллеги владеют информацией в своей области и помогут разобраться в том, в чем вы не эксперт. Анализ факторов swot-анализа в команде будет точнее при учете разных мнений.
Недостатки swot-анализа
Swot-анализ деятельности — простой инструмент для определения текущей ситуации компании. Основы swot-анализа можно понять за короткое время. При этом у метода есть и свои минусы.
- Субъективность. Swot-анализ деятельности опирается не на цифры, а на субъективное мнение участников обсуждения.
- Нет цифр. Результаты swot-анализа представляют без количественных показателей, только описание.
Тем не менее, swot-анализ рекомендуют проводить раз в несколько месяцев. Так будет понятно, насколько рабочим оказался ранее созданный план и требует ли он корректировки.
Матрица swot анализа
Первый шаг - построение матрицы swot анализа. Она включает 4 категории:
- сильные стороны (Strength);
- слабые стороны (Weakness);
- возможности (Opportunity);
- угрозы (Treats).
Важно помнить, что сильные и слабые стороны - это внутренние факторы, а возможности и угрозы - внешние.
Рассмотрим пример swot анализа компании по производству детского питания.
- Внутренние факторы: к сильным сторонам компании можно отнести натуральные ингредиенты, из которых изготавливается их продукция, а к слабым - небольшие мощности производства и маленький бюджет на рекламу.
- Внешние факторы: К числу возможностей в данной ситуации можно отнести появление новых фермерских хозяйств, с которыми можно договориться о более выгодных поставках, а к угрозам - демпинг со стороны конкурентов.
Как анализировать матрицу swot анализа
После составления матрицы необходимо сопоставить внутренние факторы с внешними:
- Как максимально использовать возможности, пользуясь сильными сторонами компании?
- Как справиться с угрозами при помощи своих сильных сторон и со слабыми сторонами, используя возможности?
Заключение
Если хотите сделать компанию или проект еще лучше, регулярно изучайте внутренние и внешние факторы, устраняйте недостатки и ищите точки роста, используя метод swot анализа.
Swot анализ - универсальный инструмент, который можно применять в любых сферах человеческой жизни. Большой популярностью сейчас пользуется swot анализ личности, позволяющий выявить сильные и слабые стороны конкретного специалиста.
Одним из достоинств данного вида анализа является его сравнительная простота выполнения, однако в результате вы получаете данные, которые нужно анализировать и интерпретировать самостоятельно.
Также читайте: Методы эффективного планирования