Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяМенеджментУправление бизнесом: план создания системы

Управление бизнесом: план создания системы

Содержание

Представления о самостоятельно работающем бизнесе - это утопия. Когда предприниматель хочет построить большую компанию он должен понимать, что есть функции, которые может выполнить только он.

Он отвечает за управление бизнесом и полностью выстраивает систему менеджмента в организации. Основатель компании подобно инженеру создает автомобиль, за руль которого сядут его руководители. Заметьте, что вести машину и конструировать ее - разные вещи. Поэтому перед тем как передать бразды правления менеджерам, собственник сознательно создает систему управления бизнесом, а потом передает инструменты топам.

Для создания архитектуры компании владелец должен понять, что в бизнесе есть 2 процесса:

1. Производственный - отвечает за продуктивность фирмы. Это все, что связано с продуктом, разработкой, ассортиментом, продажами, упаковкой, количеством покупателей, выполнением заказов в срок с минимальными издержками, сервисом и формированием репутации компании на рынке.

2. Управленческий - отвечает за результативность и доходность.

Пока выстраивается производственный процесс, владелец лично управляет всеми сферами. Когда предприятие становится прибыльным, он делегирует функции управления руководителям. Рассмотрим, как построить системный бизнес.  

Система управления бизнесом

Выстроить управление можно за несколько шагов:

1. Создание идеологии. Все успешные на мировом рынке компании имеют цель и замысел. Это то, зачем существует организация и путь ее развития. Идеология - это вектор для принятия решений. Собственник продвигает цель компании сотрудникам и мотивирует коллектив на работу. В команде растет творчество, желание работать а, в результате, растет прибыль бизнеса.

2. Формирование маркетинговой стратегии. Владелец определяет чем будет заниматься предприятие, каким будет её продукт, как его будут выпускать. Без этого отдел маркетинга будет продвигать собственное видение продукта.

3. Регламентирование процессов - условие для роста компании. Оно начинается с создания формализованной технологии продукта. Это инструкция, по которой создаются услуги или товары.

Также регламентируются остальные процессы и закрепляется опыт работы. Когда  на должность придет новый сотрудник, он продолжит “мести по-старому”, соблюдая принятые правила.

О том, как написать инструкции для сотрудников, рассказали в нашей статье.

4. Порядок в организации. Для этого создается структура компании. Это иерархическая схема, с указанием каждой должности, сотрудников, их функций и результатов, за которые они отвечают. Она покажет, кто за что отвечает, какой продукт производит и какой результат дает, а кто бездельничает.

5. Определение показателей. Показатели эффективности - это датчики, которые показывают состояние бизнеса. Они помогут найти неработающие процессы и предсказывать результаты.

Закрепите за каждым сотрудником ключевые показатели, которые влияют на зарплату. Без учета и измерения управление бизнесом невозможно.

6. Поиск “узких горлышек”. Большинство компаний напоминает не очень надежный механизм, где периодически что-то отваливается. А ремонтировать приходится прямо на ходу. Если такой бизнес пытаться разогнать - он развалится и превратится в груду металлолома. Поэтому первым делом, находим и исправляем все неработающие и устаревшие процессы.

7. Система управления финансами. Собственник задает стандарты обращения с деньгами. О финансовом состоянии компании должны заботиться сами руководители. Для этого каждый из них берет ответственность за развитие отдела, результат и финансы. Они сами будут искать возможности снизить траты и увеличить доход. 

Также в рамках работы, нести ответственность и за доходы и расходы, начинают сотрудники. Это достигается через финансовое планирование и одобрение заявок на траты. 

Сотрудники меняют позицию наблюдателей, которые ждут заработную плату на деятелей, заинтересованных в росте прибыли фирмы.

Когда заработная плата сотрудников привязана к прибыли они работают на повышение дохода бизнеса. Они понимают, что бессмысленно делать действие, которое улучшает показатель, но не ведет к повышению прибыли.

8. Создание HR-отдела, отвечающего за:

  • рекрутинг и укомплектованность компании нужными кадрами;
  • мотивацию и повышение заинтересованности сотрудников с помощью обучения и материального и нематериального стимулирования, вовлеченности в работу.

9. Внедрение автоматизации. Для создания системы управления бизнесом понадобится IT среда, где будут работать команда. Специальные программы ведут полный учет всего, что происходит в компании и отслеживают ключевые метрики.

Управление бизнесом не такая уж и простая задача. Перед тем, как делегировать полномочия директорам, ему приходится немало потрудиться, чтобы спроектировать и выстроить систему менеджмента.

Ко всем статьям →