Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяОрганизация бизнесаЗачем нужна учётная политика компании

Зачем нужна учётная политика компании

Содержание

Рассказываем, что учитывает эта политика, зачем она нужна и почему не стоит использовать образцы УП из интернета.

Что такое учётная политика компании

Дело в том, что закон позволяет вести бухгалтерский и налоговый учёт разными способами. Но делать это как Бог на душу положит нельзя. Если один квартал считают так, другой – иначе, то это вызовет путаницу в будущем.

Если не определить способ ведения бухгалтерского и налогового учета появятся ошибки в бухгалтерии. И налоговой будет что у вас спросить. 

учетная политика

Учётная политика – это и есть совокупность методов ведения налогового и бухгалтерского учета. Чтобы лишний раз не встречаться с контролирующими органами, утвердите учетную политику компании в начале предпринимательской деятельности. 

Правила по налоговой и бухгалтерской учетной политики можно написать как в одном, так и в двух разных документах. В учетной политике публикуют сведения о доходах, расходах и налогах, что помогает эффективно вести бизнес, анализировать деятельность и решать бухгалтерские и налоговые споры компании и ФНС.

Отнеситесь к этому не формально. Это документ не для галочки - вы будете обязаны работать по утвержденной вами учетной политике.

Почему не таблица из интернета?

Можно найти примеры учетной политики в интернете, но бессмысленно использовать чужие документы целиком. УП —  индивидуальные правила, которые составляют под особенности и потребности конкретной организации.

Например, две компании купили автомобили. Одна регулярно пользуется машиной. В этом случае выбирают линейный метод амортизации: делят стоимость автомобиля на срок эксплуатации и ежемесячно учитывают в расходах. У другой авто ездит раз в два месяца. Здесь списывают стоимость машины исходя из цифр пробега. Если автомобилем не пользовались, то и расходов нет.

Если одна компания просто скопирует учетную политику другой, она потеряет выгоду.

Чужую учетную политику можно использовать только как пример, чтобы сориентироваться, в какой форме ее составляют и на что обратить внимание.

Структура учётной политики

Учетная политика состоит из трех разделов:

  • организационно-технический;
  • для целей ведения бухгалтерского учета;
  • для целей налогообложения.

Организационно-технический раздел включает в себя:

Способ ведения учета

Здесь указывают, кто ведет учет: руководитель, бухгалтер или функции отданы на аутсорс.

Форму учёта

Автоматизированная или журнальная.

Рабочий план счетов

План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010). 

Форму первичных учетных документов

Здесь могут быть как типовые документы, так и самостоятельно разработанные формы документов. Образцы нужно приложить.

Право подписи первичных учетных документов

Отметить кто имеет право подписывать документы и где это право прописано.

Формы бухгалтерских регистров

Это могут быть инвентарные карточки, книги, журналы, ведомости, описи.

График документооборота

Схема движения документов внутри компании. Здесь определяют виды документов, кто отвечает за их создание, указываются сроки обработки документа.

Инвентаризация

Указывают сроки проведения инвентаризации, какое имущество инвентаризируют и сколько раз это делают.

УП для целей ведения бухгалтерского учета

Есть ряд документов, на которые нужно опираться при разработке данной УП:

  • закон «О бухгалтерском учете»;
  • положения по бухгалтерскому учету;
  • федеральные стандарты по бухгалтерскому учету.

Промежуточная бухгалтерская отчетность

Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности.

учетная политика что таткое

Доходы и расходы организации

Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. К управленческим относятся расходы, не связанные с производством. 

Например, на содержание отдела кадровиков, юристов, на командировки, услуги связи и так далее. 

А коммерческие расходы — это расходы, связанные с реализацией товаров, упаковкой, отгрузкой, доставкой, комиссионными сборами, хранением, рекламой и другими аналогичными расходами.

Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства.

  • по нормативной себестоимости; 
  • по фактической себестоимости; 
  • по сумме прямых затрат.  

Учёт расчетов по налогу на прибыль

Для отражения операций по формированию налога на прибыль применяется ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Учет основных средств

  • Лимит первоначальной стоимости основных средств. 
  • Каким способом начисляют амортизацию. 
  • Как учитываются затраты на ремонт основных средств. 

Раздел для целей налогообложения

При составлении УП для этих целей опираются на:

  • налоговый кодекс РФ;
  • нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организации.

Источники данных для налогового учета

На основе чего вы будете вести налоговый учет? На основе бух регистров или самостоятельно разработанных регистров. Формы последних прикладываются к учетной политике.

Метод амортизации ОС

Укажите, применяет организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации.

Метод определения стоимости сырья и материалов.

Для целей бухгалтерского учета применяются четыре способа оценки себестоимости товарно-материальных ценностей:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов.
как создать учетную политику

Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль

Укажите, ежеквартально или ежемесячно вы будете отчитываться

Метод признания доходов и расходов

Определите метод начисления: кассовый или по начислению.

При кассовом методе доходы и расходы признаются, когда деньги пришли или ушли со счета или из кассы. А если вы используете метод начисления, то доходы и расходы засчитывается в момент их появления по документам, даже если на счету долг. 

Определение перечня прямых расходов

Например, прямыми расходами являются зарплата, соц взносы за сотрудников, расходы на материалы, коммуналка, амортизация оборудования.

Кому нужна учётная политика

Учетную политику должны составить все коммерческие предприятия, включая ИП. Но последние могут не делать УП для бухгалтерии, так как не все ИП ведут бухгалтерский учет.

учетная политика компании

Есть исключения и по налоговому учету. Например, для ИП на УСН (доходы) и патента. Если ваша компания под них не попадает, вам нужно составить учетную политику по налоговому учету.

Сроки и ответственность

УП составляют на один год и утверждают в конце декабря. Через год документ переиздается, если ничего не изменилось. Если в вашей деятельности что-то поменялось, то и в УП нововведения должны быть отражены. Кроме этого положения учётная политика не должна противоречить существующим законам. И изменения в законодательстве также отражаются в вашей учетной политике.

Если вы решили вести учет по другим правилам, то поменять их можно только в следующем году. А вот переобуться в течение года не получится.  Закон это делать запрещает. Любые изменение в работе вашей организации или законе расцениваются как дополнение, а не изменение учетной политики. 

учетная политика

Учетную политику налоговая инспекция не требует в качестве обязательного документа. Поэтому иногда компании её не составляют, либо делают по принципу «копировать-вставить». Но при проверке инспектор может запросить этот документ, чтобы удостовериться, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами.

Если его нет или он создан с нарушениями закона, то компании грозит штраф. В сложных ситуациях конфликт с налоговой перекочует в суд. Поэтому лучше не рисковать, а создать и утвердить учетную политику организации. 

Также читайте: Управление финансами компании: отчёты и показатели

Ко всем статьям →