Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяБизнес-словарьЧто такое кадровый резерв и как его создать

Что такое кадровый резерв и как его создать

Что такое итерация и как применять итерационный подход в бизнесе Что такое карьерограмма и как её сделать

В статье расскажем, что такое кадровый резерв, как его создать, чтобы обеспечить компании стабильность и развитие.

Что такое кадровый резерв

Кадровый резерв - это группа сотрудников, которые обладают потенциалом для карьерного роста и могут занять руководящие должности в компании.

Кадровый резерв бывает двух видов:

  • Внутренний кадровый резерв формируется из сотрудников компании.
  • Внешний кадровый резерв формируется из кандидатов, которые не работают в компании, но обладают навыками и знаниями для руководящей должности.

Преимущества внутреннего кадрового резерва

  • сотрудники компании уже знакомы с корпоративной культурой и спецификой работы;
  • они прошли обучение и стажировку;
  • имеют связи и поддержку в компании.

Зачем создаётся внешний резерв?

  1. Если в компании нет сотрудников с необходимым потенциалом для карьерного роста. 
  2. Если компания хочет привнести новые идеи и подходы в управление.

Почему кадровый резерв важен

1.Обеспечивает преемственность власти. Если руководитель компании уходит в отставку или увольняется, кадровый резерв позволяет быстро и безболезненно найти замену.

2. Способствует развитию бизнеса.

Сотрудники кадрового резерва проходят обучение  и стажировку. Чем больше новых навыков и знаний они приобретают, тем выше конкурентоспособность их компании.

3.Повышает мотивацию сотрудников. Когда специалист видит, что у него есть хорошая возможность карьерного роста, он нацелен на работу и предан компании.

Как создать кадровый резерв: пошаговая инструкция

ШАГ 1.Определите потребности компании: какие должности нуждаются в кадровом резерве. Для этого анализируются:

  • Текущая кадровая ситуация в компании: насколько эффективно используются сотрудники на имеющихся должностях.
  • Планы компании: какие должности будут необходимы в будущем.

Например, компания планирует открыть новый офис. Кадровый резерв нужен для руководящих должностей в новом филиале.

ШАГ 2. Оцените кандидатов на соответствие требованиям должности:

  1. Анализ результатов работы сотрудников за предыдущий период.
  2. Оценка знаний, навыков и личностных качеств сотрудников.

Например, провести тестирование сотрудников на знание продуктов и навыки управления. К примеру, программа развития кадрового резерва "Coca-Cola Leadership Development Program". Она включает в себя обучение, стажировку и работу над проектами по улучшению работы компании.

ШАГ 3. Разработайте программу развития кадрового резерва. Через: 

  • внутреннее или внешнее обучение сотрудников (управление персоналом, стратегическое планирование и лидерство);
  • стажировка, которая позволяет сотрудникам получить практический опыт работы на руководящих должностях;
  • конкурсы и соревнования: выявляют лучших сотрудников и стимулируют их к развитию.

Одна из известных программ развития кадрового резерва: "Яндекс.Школа Лидеров". Она была запущена в 2016 году и направлена на развитие сотрудников, которые обладают потенциалом для карьерного роста. Более 1000 сотрудников Яндекса прошли обучение. Многие заняли руководящие должности. 

Важно! Сотрудники должны быть осведомлены о программе развития кадрового резерва и иметь возможность участвовать в ней.

Как отобрать кандидатов для включения в кадровый резерв

1. Определение ключевых компетенций и навыков сотрудников.

Компетенции сотрудников: что это такое, как улучшить, какие бывают, рассказали в блоге. 

Например:

  • образование;
  • опыт работы;
  • знание основных навыков и технологий.

Важно оценить инициативность, ответственность, коммуникабельность и способность к обучению.

Пример: компания ищет кандидата для включения в кадровый резерв на позицию менеджера по продажам. Критерии: опыт работы в сфере продаж и умение устанавливать контакт с клиентами.

2. Анализ потенциала и мотивации. 

Это уровень амбиций и желание расти профессионально, готовность учиться и развиваться.

Пример: кандидат кадрового резерва на позицию руководителя отдела маркетинга должен быть готов к обучению и развитию в области, а также быть амбициозным в достижении результатов.

3. Адаптация к компании и ее ценностям. Кандидаты, разделяющие ценности компании, более успешны в работе и быстрее входят в коллектив.

Для оценки компетенций используют следующие методы:

  • Ассессмент-центр: включает в себя интервью, тестирование, групповые задания и т.д.
  • Ситуационные тесты: позволяют оценить способность сотрудников принимать решения в различных ситуациях.
  • Ролевые игры: оценивают работу в команде и решение сложных задач.

Для оценки компетенций на руководящую должность используют следующие методы:

  • Ассессмент-центр: интервью, тестирование, групповое задание по разработке кадровой политики компании и ролевую игру по разрешению конфликта между сотрудниками.
  • Ситуационные тесты по принятию решения о сокращении штата или по разработке системы мотивации сотрудников.
  • Ролевые игры по адаптации новых сотрудников или по их аттестации.

Для должности начальника отдела кадров, можно использовать тесты:

  • на знание трудового законодательства;
  • на знание основ кадрового делопроизводства;
  • на знание методов и инструментов управления персоналом.

Заключение

Чтобы оставаться успешным, бизнесу необходимо иметь крепкий фундамент. Таким фундаментом является кадровый резерв. Он обеспечивает стабильность и развитие компании, а также повышает мотивацию сотрудников.

При выборе кандидатов в кадровый резерв важно учитывать профессиональные компетенции, потенциал, мотивацию и совместимость с компанией и ее ценностями.

Также читайте: Пребординг персонала: что это, как организовать, в чем плюсы