Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяМенеджментPEST-анализ: что это такое и как его выполнить

PEST-анализ: что это такое и как его выполнить

MVP: что это такое и как работает? PESTLE анализ: что такое, для чего нужен, как провести и применить в бизнесе

В статье расскажем о методе PEST-анализа, который помогает предвидеть вероятные угрозы бизнесу, минимизировать их пагубное влияние и увидеть возможности для развития.

Что такое PEST-анализ и что он исследует

PEST анализ - это инструмент, который помогает изучить и оценить внешние факторы, влияющие на бизнес или организацию.

PEST это аббревиатура, где каждая буква представляет собой определенную категорию факторов: политические, экономические, социальные и технологические.

Анализ этих факторов помогает предсказывать возможные изменения в окружающей среде, такие как законы, экономические тенденции, социальные тренды и новые технологии. В результате PEST анализа можно разработать стратегию, которая учитывает все эти внешние факторы, что поможет бизнесу адаптироваться и быть успешным в переменчивом мире.

PEST-анализ оценивает 4 группы факторов внешней среды, влияющих на бизнес:

  • P - Political (политические). Например, международная обстановка, санкции, повышение либо снижение налогов.
  • E - Economic (экономические). Например, рост или снижение цен, колебания курса валют, подъём или спад экономики.
  • S - (Sociо-culturе) (социально-культурные). Например, рост / падение благосостояния людей, изменения социальных потребностей, уровень рождаемости и смертности, качество образования.
  • T - Technological (технологические). Например, появление новых технологий, способных повлиять на бизнес, инновационные разработки конкурентов.

PEST-анализ направлен на долгосрочное прогнозирование. Минимум на несколько лет. Также, он полезен, когда фирма планирует запустить новые товары или услуги. Он помогает спрогнозировать возможные изменения на рынке и предпочтения потенциальных клиентов.

Например, новые модели спортивных костюмов могут быть слишком устаревшими  для модных тенденций. Если это учесть заранее, то можно подготовить актуальную коллекцию одежды.

Разновидности PEST-анализа

Бывает, что приведённых выше четырёх факторов недостаточно для полномасштабного прогнозирования. Тогда добавляют новые.

Например, PEST-анализ становится PESTEL-анализом.

Где E - Ecological факторы, а L - legal (правовые) аспекты.

Например, из-за разлива нефтепродуктов в реку может пострадать популярность турбазы, расположенной на её берегу. А благодаря снижению налоговой ставки для IT-компаний, вести бизнес в этой сфере может стать более выгодно. 

PESTELI-анализ учитывает ещё и Industry analysis - ситуацию в определённой отрасли. Например, возможное увеличение конкурентов.

Как провести PEST-анализ

Рассмотрим, как проводят PEST-анализ на примере. Возьмём российскую фирму, производящую ЖК мониторы и реализующую свою продукцию на внутреннем рынке.

Этап 1. Определяют важные факторов

Вначале выбирают факторы, способные повлиять на работу компании. В обсуждении должны принимать участие сотрудники компании, бизнес-партнёры и эксперты со стороны. Попробуйте провести данный анализ по методу мозгового штурма и вы удивитесь полученным результатам.

О том, что такое мозговой штурм и как генерить новые идеи, рассказали в статье.

Выбранные факторы заносят в таблицу. Внесём в таблицу по одному фактору по каждой из четырёх групп.

ФакторыВлияниеЭксперт 1Эксперт 2Эксперт 3Средняя оценкаОбщая оценка
Политические
Закрытие границ
Экономические
Падение рубля
Социально-культурные
Снижение латёжеспособности населения
Технологические
Разработки конкурентов

Этап 2. Собирают данные

По всем факторам собираются данные. Например, изучают платежеспособность целевой аудитории, соотношение ее доходов-расходов. Поскольку в нашем примере продукция реализуется только на внутреннем рынке, рассматривается платежеспособность россиян. Анализируют официальные данные Росстата, негосударственных структур и данные соцопросов.

Этап 3. Оценивают каждый фактор

Выбранные факторы оценивают по трёхбальной шкале. Чем сильнее влияние фактора на работу фирмы, тем выше оценка.

Этап 4. Анализируют изменения факторов в перспективе

Лучше обратиться к сторонним экспертам, компетентным в тех или иных вопросах. Например, к тем, кто имеет опыт работы в подобной отрасли или к специалистам по оценке рисков. Они ставят оценки от 1 до 5. Затем рассчитывают среднее значение для каждого фактора. Сумму всех оценок экспертов делят на количество опрошенных экспертов.

Этап 5. Сопоставление влияния факторов с возможностью их изменения

Просто складывают среднюю оценку экспертов каждого фактора с баллами, проставленными в графе "влияние". Фактор с самой большой суммой будет наиболее влиятельным на работу компании. С самой маленькой суммой - самым малозначительным. 

ФакторыВлияниеЭксперт 1Эксперт 2Эксперт 3Средняя оценкаОбщая оценка
Политические
Закрытие границ234235
Экономические
Падение рубля345347
Социально-культурные
Падение доходов ЦА35544,67,6
Технологические
Новые разработки121323

Этап 6. Составление матрицы

В матрицу вносят факторы от самых значимых сверху к наименее влиятельным внизу. И напротив каждого фактора прописывают конкретные контрмеры, чтобы снизить их негативное влияние. Если описанные события случатся. Например, падение курса рубля.

ФакторЗначимостьВлияние на компаниюКонтрмерыМониторинг
Снижение платежеспособности населения7,6Сокращение продажДемпинг цен, переход на более дешёвые комплектующиеЕжемесячно. Ответственный: Василий Смирнов
Падение курса рубля7Удорожание закупки комплектующих из-за рубежаПоиск более дешёвых поставщиков  в странах Юго-Восточной АзииЕжедневно. Ответственный: Иван Гаврилов
Введение новых санкций против России5Проблемы с закупкой и доставкой комплектующихПереход на отечественные комплектующие, где это возможно. Использование параллельного импортаЕжедневно. Ответственный: Михаил Петров
Новые разработки конкурентов3Клиенты будут выбирать продукцию конкурентов, что снизит продажиИзучение новинок конкурентов для их последующего внедрения в производствоЕжемесячно. Ответственный: Виталий Васильев

Вместо послесловия

Даже самый надёжный и успешный бизнес подвержен рискам. В последние годы все в этом убедились. В 2020-м и 2021-м годах по многим компаниям ударила пандемия. Например, сильно потеряли в доходах владельцы оффлайн-магазинов. Зато онлайн-магазины увеличили свою прибыль.
2022 ударил по логистическим цепочкам и привел к дефициту, например, запчастей для иномарок. Из-за чего обвалились доходы тех фирм, которые продают их в России.
При этом растёт рынок внутреннего туризма, поскольку путешествия во многие страны стали проблематичными.

"Знал бы где упасть, соломку бы подстелил". Точно знать ничего не возможно, но PEST-анализ поможет спрогнозировать вероятные сценарии развития событий.

PEST-анализ - это инструмент, который позволяет изучить внешнюю среду фирмы. Ведь бизнес существует не в вакууме, а в определённой среде, которая не статична и порою быстро меняется. PEST-анализ позволяет подготовиться к вероятным изменениям обстановки.

"Предупрежден, значит вооружён" - решения, полученные благодаря матрице станут полезным оружием против трудностей ведения бизнеса.

Также читайте: Как использовать swot анализ