PEST-анализ: что это такое и как его выполнить
В статье расскажем о методе PEST-анализа, который помогает предвидеть вероятные угрозы бизнесу, минимизировать их пагубное влияние и увидеть возможности для развития.
Что такое PEST-анализ и что он исследует
PEST анализ - это инструмент, который помогает изучить и оценить внешние факторы, влияющие на бизнес или организацию.
PEST это аббревиатура, где каждая буква представляет собой определенную категорию факторов: политические, экономические, социальные и технологические.
Анализ этих факторов помогает предсказывать возможные изменения в окружающей среде, такие как законы, экономические тенденции, социальные тренды и новые технологии. В результате PEST анализа можно разработать стратегию, которая учитывает все эти внешние факторы, что поможет бизнесу адаптироваться и быть успешным в переменчивом мире.
PEST-анализ оценивает 4 группы факторов внешней среды, влияющих на бизнес:
- P - Political (политические). Например, международная обстановка, санкции, повышение либо снижение налогов.
- E - Economic (экономические). Например, рост или снижение цен, колебания курса валют, подъём или спад экономики.
- S - (Sociо-culturе) (социально-культурные). Например, рост / падение благосостояния людей, изменения социальных потребностей, уровень рождаемости и смертности, качество образования.
- T - Technological (технологические). Например, появление новых технологий, способных повлиять на бизнес, инновационные разработки конкурентов.
PEST-анализ направлен на долгосрочное прогнозирование. Минимум на несколько лет. Также, он полезен, когда фирма планирует запустить новые товары или услуги. Он помогает спрогнозировать возможные изменения на рынке и предпочтения потенциальных клиентов.
Например, новые модели спортивных костюмов могут быть слишком устаревшими для модных тенденций. Если это учесть заранее, то можно подготовить актуальную коллекцию одежды.
Разновидности PEST-анализа
Бывает, что приведённых выше четырёх факторов недостаточно для полномасштабного прогнозирования. Тогда добавляют новые.
Например, PEST-анализ становится PESTEL-анализом.
Где E - Ecological факторы, а L - legal (правовые) аспекты.
Например, из-за разлива нефтепродуктов в реку может пострадать популярность турбазы, расположенной на её берегу. А благодаря снижению налоговой ставки для IT-компаний, вести бизнес в этой сфере может стать более выгодно.
PESTELI-анализ учитывает ещё и Industry analysis - ситуацию в определённой отрасли. Например, возможное увеличение конкурентов.
Как провести PEST-анализ
Рассмотрим, как проводят PEST-анализ на примере. Возьмём российскую фирму, производящую ЖК мониторы и реализующую свою продукцию на внутреннем рынке.
Этап 1. Определяют важные факторов
Вначале выбирают факторы, способные повлиять на работу компании. В обсуждении должны принимать участие сотрудники компании, бизнес-партнёры и эксперты со стороны. Попробуйте провести данный анализ по методу мозгового штурма и вы удивитесь полученным результатам.
О том, что такое мозговой штурм и как генерить новые идеи, рассказали в статье.
Выбранные факторы заносят в таблицу. Внесём в таблицу по одному фактору по каждой из четырёх групп.
Факторы | Влияние | Эксперт 1 | Эксперт 2 | Эксперт 3 | Средняя оценка | Общая оценка |
Политические | ||||||
Закрытие границ | ||||||
Экономические | ||||||
Падение рубля | ||||||
Социально-культурные | ||||||
Снижение латёжеспособности населения | ||||||
Технологические | ||||||
Разработки конкурентов |
Этап 2. Собирают данные
По всем факторам собираются данные. Например, изучают платежеспособность целевой аудитории, соотношение ее доходов-расходов. Поскольку в нашем примере продукция реализуется только на внутреннем рынке, рассматривается платежеспособность россиян. Анализируют официальные данные Росстата, негосударственных структур и данные соцопросов.
Этап 3. Оценивают каждый фактор
Выбранные факторы оценивают по трёхбальной шкале. Чем сильнее влияние фактора на работу фирмы, тем выше оценка.
Этап 4. Анализируют изменения факторов в перспективе
Лучше обратиться к сторонним экспертам, компетентным в тех или иных вопросах. Например, к тем, кто имеет опыт работы в подобной отрасли или к специалистам по оценке рисков. Они ставят оценки от 1 до 5. Затем рассчитывают среднее значение для каждого фактора. Сумму всех оценок экспертов делят на количество опрошенных экспертов.
Этап 5. Сопоставление влияния факторов с возможностью их изменения
Просто складывают среднюю оценку экспертов каждого фактора с баллами, проставленными в графе "влияние". Фактор с самой большой суммой будет наиболее влиятельным на работу компании. С самой маленькой суммой - самым малозначительным.
Факторы | Влияние | Эксперт 1 | Эксперт 2 | Эксперт 3 | Средняя оценка | Общая оценка |
Политические | ||||||
Закрытие границ | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 5 |
Экономические | ||||||
Падение рубля | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 7 |
Социально-культурные | ||||||
Падение доходов ЦА | 3 | 5 | 5 | 4 | 4,6 | 7,6 |
Технологические | ||||||
Новые разработки | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 |
Этап 6. Составление матрицы
В матрицу вносят факторы от самых значимых сверху к наименее влиятельным внизу. И напротив каждого фактора прописывают конкретные контрмеры, чтобы снизить их негативное влияние. Если описанные события случатся. Например, падение курса рубля.
Фактор | Значимость | Влияние на компанию | Контрмеры | Мониторинг |
Снижение платежеспособности населения | 7,6 | Сокращение продаж | Демпинг цен, переход на более дешёвые комплектующие | Ежемесячно. Ответственный: Василий Смирнов |
Падение курса рубля | 7 | Удорожание закупки комплектующих из-за рубежа | Поиск более дешёвых поставщиков в странах Юго-Восточной Азии | Ежедневно. Ответственный: Иван Гаврилов |
Введение новых санкций против России | 5 | Проблемы с закупкой и доставкой комплектующих | Переход на отечественные комплектующие, где это возможно. Использование параллельного импорта | Ежедневно. Ответственный: Михаил Петров |
Новые разработки конкурентов | 3 | Клиенты будут выбирать продукцию конкурентов, что снизит продажи | Изучение новинок конкурентов для их последующего внедрения в производство | Ежемесячно. Ответственный: Виталий Васильев |
Вместо послесловия
Даже самый надёжный и успешный бизнес подвержен рискам. В последние годы все в этом убедились. В 2020-м и 2021-м годах по многим компаниям ударила пандемия. Например, сильно потеряли в доходах владельцы оффлайн-магазинов. Зато онлайн-магазины увеличили свою прибыль.
2022 ударил по логистическим цепочкам и привел к дефициту, например, запчастей для иномарок. Из-за чего обвалились доходы тех фирм, которые продают их в России.
При этом растёт рынок внутреннего туризма, поскольку путешествия во многие страны стали проблематичными.
"Знал бы где упасть, соломку бы подстелил". Точно знать ничего не возможно, но PEST-анализ поможет спрогнозировать вероятные сценарии развития событий.
PEST-анализ - это инструмент, который позволяет изучить внешнюю среду фирмы. Ведь бизнес существует не в вакууме, а в определённой среде, которая не статична и порою быстро меняется. PEST-анализ позволяет подготовиться к вероятным изменениям обстановки.
"Предупрежден, значит вооружён" - решения, полученные благодаря матрице станут полезным оружием против трудностей ведения бизнеса.
Также читайте: Как использовать swot анализ