Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяОбучение сотрудниковЦифровое обучение: цифры, платформы и контент

Цифровое обучение: цифры, платформы и контент

Содержание

Расскажем, как развивается дистанционное цифровое обучение в России, как фирмы выбирают системы дистанционного обучения (СДО), кто и кого учит, используя цифровые средства обучения.

Результаты исследования рынка корпоративного обучения показывают, что многие отечественные компании до сих пор не используют цифровые технологии в образовании.

Ситуация с цифровым обучением

Подавляющее большинство российских компаний - 92%, согласно данным исследования, используют смешанный формат обучения. Вместе с очным образованием применяется и электронно цифровое обучение. Но для большинства сотрудников (63%) используется именно процесс цифрового обучения. Соответственно, очно обучается лишь 37%.

При этом более половины компаний - 51% вообще не используют цифровые платформы для обучения. В основном это представители малого и среднего бизнеса - 79% и фирмы из регионов страны - 84%. 

Организация цифрового обучения чаще всего применяется в IT-компаниях, банках, ритейле, сфере услуг. А реже всего обучают в онлайн формате сотрудников промышленных предприятий, строительных компаний, сельскохозяйственных и строительных организаций, в госучреждениях.

Способы организации цифрового обучения

Чтобы применять электронное образование компании могут действовать двумя способами:

  • использовать продукты разработчиков систем дистанционного обучения;
  • создавать свои системы цифрового образования.

При втором варианте потребуется время. Да и результат может разочаровать. Всё-таки  создать сразу качественный продукт, не имея опыта сложно.

Для чего используют цифровое образование

Логично, что для большинства компаний (58%) главная цель использования систем дистанционного образования - обучение своих сотрудников. Но почти треть фирм (29%) основной целью цифрового обучения назвали адаптацию новых сотрудников

В качестве второй цели, также, на первом месте обучение (31%), а на втором адаптация (26%). Кроме того, в качестве второй и третьей цели называют контроль знаний и базу знаний. Хотя некоторые компании вообще не имеют второй цели (15%) и довольно многие третьей (47%).

Интересно, что российским компаниям нужны именно базовые функции систем цифрового образования. А различные "фишки" от разработчиков в виде, например, игровых и развлекательных моментов в обучении или оригинального дизайна бизнес не интересуют.

Как выбирают платформы для цифрового обучения

Большинство представителей компаний (24%) даже не знают, почему в их фирме была выбрана определенная образовательная платформа. Они говорят, что выбор был сделан слишком давно.

цифровое электронное обучение

Следовательно, свой выбор платформы бизнес делает на много лет и крайне редко, переходит с одной площадки на другую.

Главным фактором при выборе образовательных платформ бизнес называет цену - 20% компаний. Затем идёт функционал платформ -14%. А на третьем месте такой любопытный фактор, как "никто не спрашивал, спустили сверху". 

Что ещё используют для обучения вместе с СДО

Почти все компании (95%), использующие системы дистанционного обучения, вместе с ними применяют дополнительные сервисы. 52% применяют два дополнительных к СДО сервиса, 12% три и более.

Самое популярное дополнение - Zoom (65%). Второе и третье места с результатом 7% делят Skype и Webinar.

Кого и чему обучают в онлайн формате

Результаты исследования показывают, что онлайн формат более всего используется для обучения тех сотрудников, которые работают не в офисе и собрать их вместе для обучения не просто. Это региональные сотрудники, продавцы, внештатные специалисты

Чаще всего  через онлайн формат обучают пользоваться техникой и внутренними системами, продукту компаний и пониманию внутренней политики организаций.

Какой обучающий контент выбирают

Исследование показало, что российские компании, как и прежде, сами готовят обучающий контент. Так дело обстоит в 90% фирм. Из их числа 26% хоть и редко, но покупают обучающие курсы. А используют только сторонние обучающие программы лишь 5% компаний.

Российский бизнес не верит в универсальность обучающих продуктов, поэтому предпочитает свои наработки. И компании хотят сэкономить. Но создавая свои курсы, это получается не всегда. Ведь приходится содержать в штате T&D специалистов или платить внештатным.

43% компаний всё-таки прибегают к обучению своих сотрудников в онлайн школах. Правда, не регулярно. Школа цифрового обучения, не используется системно ни одной компанией, представителей которых опросили для исследования.

Кто разрабатывает обучающие курсы

64% компаний сами создают собственный обучающий контент и всего 26% привлекают подрядчиков. При этом в 77% компаний T&D специалисты помимо подготовки онлайн обучения занимаются ещё и множеством других дел.

В отечественных фирмах имеется один специалист на 263 сотрудников, занимающийся обучением. Но чем больше компания, тем выше становится нагрузка у таких сотрудников:

  • в штате 100-1000 сотрудников - 1 специалист на 130 сотрудников;
  • в штате 1000-3000 сотрудников - 1 специалист на 300 сотрудников;
  • в штате 3000-20000 сотрудников - 1 специалист на 600 сотрудников.

Как бизнес оценивает качество цифрового обучения

Чаще всего компании для контроля цифрового обучения используют анкеты обратной связи (32%) и тестирование (25%).

цифровое онлайн обучение

Самое интересное, что третий по популярности ответ - "никак". Просто нет никакого контроля качества в 14% компаний.

Отсутствие чётких критериев оценки цифрового образования способствует мифотворчеству. Например, что каждая компания настолько уникальна, что только сама для себя может подготовить обучающие курсы.

Сервисы для обучения

Как видим, компаниям было бы очень сложно обойтись без программ и сервисов, которые помогают создавать  и проводить собственное обучение. Ведь хороший сервис, позволяет не только хранить документы, по которым проводится обучение, но и создавать тематические курсы, организовывать проверку знаний в виде тестов. 

Супер продвинутая платформа для обучения еще может выслать уведомление всем заинтересованным сотрудникам и показать статистику руководителям. Одним словом - сплошная автоматизация, которая облегчает всем корпоративную жизнь.

Вместо послесловия

Многие российские компании до сих пор не пользуются технологиями цифрового образования. Из-за этого бизнес упускает возможности повышать компетенции своих сотрудников. Следовательно, компании работают менее эффективно и меньше зарабатывают, чем могли бы. 

Кроме того, очень живучими оказались различные мифы про корпоративное обучение. Например, что для каждой компании нужны свои уникальные обучающие курсы. И что профессионалы со стороны их не сделают лучше собственных сотрудников.

Также читайте: Выбираем лучший сервис для обучения сотрудников

Ко всем статьям →