Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяОрганизация бизнесаМозговой штурм: как генерить новые идеи

Мозговой штурм: как генерить новые идеи

Содержание

Мозговой штурм - отличный метод для оперативного решения проблем, который основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нем участие и предлагают как можно больше различных вариантов решения.

Мозговой штурм состоит из трех этапов, соблюдение которых будет влиять на конечный результат.

Этапы мозгового штурма

Предварительный этап

Чрезвычайно важный этап, который многие упускают из вида. Включает в себя несколько шагов:

  • Формулировка проблемы. Четко сформулируйте вопрос, на который хотите получить ответ. 
  • Формирование рабочей группы. Здесь важно понимать, что во-первых, чем больше людей вы включите в рабочую группу, тем больше идей будет получено. Во-вторых, идеи будут зависеть от экспертности участников. Иногда в такие группы полезно включать участников, которые не являются экспертами в данной области. В-третьих, наличие руководителя в рабочей группе может смущать участников. В дружественной атмосфере, где участники доброжелательно относятся друг к другу, брейнштормы происходят гораздо эффективнее. 
  • Назначение ведущего. Выберите человека, который будет руководить процессом, но не участвовать в мозговом штурме.
  • Место проведения. Выбор места проведения и организация рабочего пространства (стулья, открывающиеся окна или кондиционер, вода для участников, маркеры, большая доска для записей и другое.
  • Правила проведения мозгового штурма. Перед непосредственным мозговым штурмом ведущий отвечает на уточняющие вопросы участников и знакомит их с правилами.

Участники могут высказывать все возникающие идеи, относительно поставленного вопроса. Это могут быть необычные, дикие, фантастические, абсурдные и даже глупые идеи. Задача участников - высказывать как можно больше идей, приходящих им в голову.

Ни участникам, ни ведущему нельзя критиковать или оценивать высказываемые идеи. Это может убить творческую атмосферу и свести метод мозгового штурма на нет.

Для того, чтобы высказать свою идею, участники поднимают руку. Только после того, как ведущий дает им слово, можно начать высказываться. Нельзя перебивать друг друга или высказывать несколько идей подряд.

После этого можно перейти к основному этапу.

Основной этап

Именно здесь происходит генерация идей. 

Разминка. Для разогрева участников подойдут любые упражнения и игры для развития творческого мышления.

Генерация идей. Ведущий объявляет о начале процесса высказывания идей. Его задача - выслушивать участников в том порядке, в каком они поднимают руки, и давать мотивирующие комментарии. Процесс должен идти довольно динамично, ведущий должен активно передавать слово от одного участника к другому. Каждую высказанную идею ведущий записывает на доске.

Завершение мозгового штурма. Когда идеи иссякнут или закончится выделенное на мозговой штурм время, ведущий благодарит всех участников.

Заключительный этап

Здесь происходит отбор, систематизация и оценка идей. 

Это чрезвычайно важный этап, который иногда упускается из виду. Отметим, что цель мозгового штурма - не большое количество креативных идей, а эффективное решение какой-либо задачи, а лучше конкретные действия по ее решению. На этом этапе может работать та же самая рабочая группа, а может быть сформирована новая. Здесь важно найти стоящие идеи:

  • отобрать похожие друг на друга идеи, объединить их в группы и дать им оценку (какие-то сразу отбросить, какие-то потребуют доработки);
  • отобрать достойные идеи;
  • набросать план их воплощения.

Проведение мозгового штурма таким образом обеспечивает максимальное количество творческих идей и рабочих решений. А сотрудники рабочих групп будут и в дальнейшем принимать в них участие.

Мы в Platrum регулярно проводим мозговой штурм среди сотрудников. А чтобы идеи не терялись, ставим задачи по результатам мозгового штурма в доски задач для совместной работы от Platrum.

Также читайте: Mindmap: как использовать интеллект-карты

Ко всем статьям →