Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяМенеджментНекомпетентность руководителей

Некомпетентность руководителей

Содержание

Руководители часто бывают экспертами в своей области, но не все из них могут быть еще и хорошими менеджерами. А быть хорошим менеджером для успешного руководительства катастрофически важно.

Менеджер должен знать о своей деятельности все. Он должен уметь анализировать, принимать решения и нести за них ответственность. Профессиональный руководитель — это и есть менеджер, который должен уметь управлять другими сотрудниками. 

Мифы о хороших руководителях

Есть мнение, что хороший руководитель — это хороший специалист: если надо — сможет встать на место работника и показать как делать правильно. А еще, популярно думать, что из любого эксперта можно сделать хорошего руководителя.

Это не так, поскольку это две разные роли, которые берут на себя разные задачи. Если человек «неплохо продавал» и его повысили до менеджера — разве это означает, что он научился руководить во время продаж? Он может показать как сделал бы лично он, но чтобы управлять другими людьми, или уметь четко доносить свою мысль — нужно развивать все навыки менеджера.

некомпетентность руководителя

Аналогично обстоят дела и с другими специалистами. Например, не факт, что хороший программист станет неплохим руководителем, даже если он обладает организаторскими способностями и умеет грамотно ставить задачи. В этом заключается проблема «хороших специалистов». 

Но это не беда — если программист-управленец начнет развивать в себе необходимые для руководителя навыки, то у него есть все шансы стать хорошим управленцем. В такой ситуации экспертность в другой области – это не такой уж и плохой показатель некомпетентности. Есть кое-что похуже… об этом расскажем ниже.

Как определить некомпетентного руководителя?

Чем «славится» некомпетентный руководитель, от которого лучше сразу бежать:

  • Чрезмерно эмоционирует. Срывается на сотрудников, например повышает голос или даже оскорбляет. Может слишком сильно расстраиваться и даже закатывать истерики. Хороший руководитель не будет слишком эмоционально вовлекаться и не станет тратить на это свое время, усложняя рабочий процесс.
  • Не имеет достаточно знаний, но раздает сомнительные комментарии и неправильные советы. Такой руководитель может часто принимать провальные решения и будет совсем плохо, если он будет на них настаивать.
  • Не обеспечивает хорошие условия труда. Игнорирует просьбы сотрудников, которые связаны с рабочими процессами. Не выполняет обещания. Не заинтересован в том, чтобы сотрудникам было комфортно на рабочем месте.
  • Избегает принятия важных решений. Такой руководитель будет бесполезным для сотрудников когда им понадобится помощь.Быстрая адекватная реакция в критических ситуациях и ответственность за принятие решений — одни из самых главных качеств руководителя.  Мудрый руководитель не капитулирует перед принятием важных решений и может вовремя взять на себя ответственность.
некомпетентный руководитель
  • Не делегирует и не доверяет сотрудникам. Такой управленец берет на себя слишком много задач и не может справиться с ними. Сотрудники часто бывают даже не в курсе происходящего, но все становится очевидным, когда подкрадываются неприятные сюрпризы: внезапно появляются задачи с горящими сроками, срывы проектов и накаленная атмосфера в коллективе. 
  • Делегирует то, что должен выполнять сам. Люди, которые работают с таким руководителем будут регулярно получать задачи, которые не входят в список их полномочий. Такой руководитель будет пытаться переложить ответственность на сотрудников при каждом удобном случае.
  • Не умеет работать с критикой, старается избегать ее, а если не получается — слишком эмоционирует и тогда все идет по сценарию из первого пункта. Такие руководители не принесут пользы бизнесу. Людям, которые с ним работают, зачастую сложно вести открытую коммуникацию. Уместная, здоровая критика, —  помогает исправить ошибки и нащупать верное направление развития проекта. 

Как стать хорошим руководителем?

С точки зрения психологии, для компетентного руководительства очень важно принять на себя роль руководителя — по-настоящему присвоить ее себе. Главное здесь:

  • поверить в то, что у вас есть все, чтобы стать профессиональным менеджером и управленцем;
  • начать прокачивать «провисающие» навыки, используя для этого подходящие инструменты менеджмента.
как быть компетентным руководителем

Для развития компетенций руководителя нужно выявить и укрепить черты и особенности характера: 

  • Аналитические способности. Наблюдая за своими сотрудниками, руководитель может отследить, какой сотрудник лучше справляется с определенными областями в работе. Это помогает ему понять — кого лучше поставить на выполнение сложной задачи, а кого еще необходимо «подтянуть». На основании полученных данных  составляют план работы, в который включены все необходимые шаги.
  • Умение быть «выше» своих сотрудников. Это нужно для того, чтобы видеть общую картину происходящего. Там где работник решает проблему на месте и прямо сейчас, руководитель думает наперед и объединяет нужных специалистов. В этом и заключается принцип управления по целям. На деле это выглядит так:
  1. Выстраивается правильная цепочка решения проблем.
  2. Устанавливается иерархия, в которой вышестоящие сотрудники будут контролировать выполнение задач нижестоящими.
  3. Задачи формируются таким образом, чтобы их не смогли решить одновременно несколько сотрудников.
  4. Продумывается программа получения премий. Если сотрудник не справляется с поставленной задачей — он не получит премию. Как правило, это приводит к тому, что сотрудник перевыполняет план и решает поставленную задачу.
  • Способность иметь свою точку зрения на происходящее. Важно уметь психологически отделять себя от сотрудников, которые выполняют работу специалистов. Руководителю нужно иметь собственное, независимое видение ситуации.
  • Развитое чувство ответственности. Руководитель несет ответственность за любой из результатов. Это тот человек, который создает все условия для выполнения цели, а значит он будет отвечать за то, что будет в итоге.
  • Настойчивость. Напоминать о целях, мотивировать сотрудников и следить за выполнением задач нужно всегда. Это одна из основ работы руководителя.

Инструменты хорошего руководителя

Как руководитель может научиться быть компетентным менеджером и какие инструменты стоит использовать? В этой части статьи мы приведем примеры нескольких инструментов менеджмента. 

кто такой компетентный руководитель
  • Целеполагание. Нужно видеть цель самому и уметь ставить цели доступные для понимания сотрудников. Эффективный менеджмент подразумевает под собой раскладывание цели на составляющие и их постепенное выполнение.
  • Планирование. Руководитель должен уметь планировать сам и обучать сотрудников навыкам планирования.
  • Мотивирование сотрудников. Менеджер — это не тот, кто выполняет свою работу лучше всех, а тот, кто может сделать так, чтобы ту работу которую он выполнял раньше, теперь могли выполнить его подчиненные. Здесь могут быть применены бонусные надбавки за выполнение плана, или обновление условий для более продуктивной работы.
  • Создание внутренней структуры среди подчиненных. Хорошая практика тут — объединение сотрудников в команды. Когда в команде есть и опытные специалисты, и начинающие работники, то последние смогут получить помощь внутри своей команды, а значит, у руководителя будет больше свободного времени для других рабочих дел.

Обо всех инструментах менеджмента читайте здесь.

Принцип «кто, а не как»

Когда сотрудник получает задачу он размышляет: «как это сделать»? В то время как для большинства решений руководителя лучшей стратегией является подход: «кто это сделает?». Как мы уже выяснили, умение делегировать — крайне важно для руководителя. И оно в большей степени отличает поведение руководителя от «неруководителя». Об этом написана книга «кто, а не как». Ее авторы:

  • Дэн Салливан — крупнейший стратегический коуч, работающий с мировыми предпринимателями;
  • Бенджамин Харди — доктор индустриальной и организационной психологии в Клемсонском университете, автор книг по психологии саморазвитию.

Эта книга посвящена важности делегирования и сотрудничества в бизнесе. Несмотря на свой небольшой размер, она сосредоточила в себе много ценной информации как для начинающих, так и для бывалых руководителей. Рекомендуем к прочтению.

Вывод:

  • Компетентный руководитель — это не обязательно хороший эксперт или специалист
  • Определить некомпетентность руководителя можно по некоторым признакам. Например: излишняя эмоциональность в рабочих процессах, избегание ответственности, отсутствие знаний в области менеджмента
  • Чтобы быть компетентным руководителем нужно обязательно развивать навыки менеджера. Для этого существуют специальные инструменты.
  • Хорошему руководителю важно принять для себя эту роль и понимать принцип «кто, а не как». 

Также читайте: Начинающий руководитель: инструкция по выживанию

Ко всем статьям →