Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяHR-директоруЧто такое peer-to-peer-обучение и как его построить в компании

Что такое peer-to-peer-обучение и как его построить в компании

Финансовое планирование Что такое клиентоориентированность

Наш мир уже давно превратился в глобальную деревню. Электронные средства коммуникации дают доступ к одной и той же информации независимо от того, в какой части света мы находимся. Обучение в этой деревне тоже становится другим.

Привычные модели «учитель — ученик» теряют свою эффективность. Одной из современных концепций онлайн-образования является система взаимного обучения. Что это такое и как её использовать внутри компании, рассказываем в этой статье.

Что такое peer-to-peer-обучение

P2P обучение (от англ. peer-to-peer — «равный — равному») — система взаимного обучения, в которой участвуют люди, стоящие на одной ступени учебной иерархии. В ней отсутствуют такие понятия как «учитель» или «наставник», поэтому между участниками процесса нет вертикального подчинения. Система строится на принципах равноправия и взаимного развития.

Звучит достаточно идеалистично. Но система уже работает по всему миру. Объясняем, как это выглядит в реальности.

Вспомните обычный день самоуправления в школе. Старшеклассники становятся учителями для младших школьников. Или когда ученик, который хорошо разбирается в предмете, объясняет своим одноклассникам, как решить сложную задачу. Это типичные примеры P2P обучения. 

Технологии взаимного обучения использует СПбГУ в программе для иностранных студентов. Ученики, для которых русский язык является родным, учат ровесников-иностранцев лучше понимать язык и говорить на нем. При этом они сами прокачивают скилы обучения русскому как иностранному.

Корпоративное peer-to-peer-обучение

Ок! Школьники и студенты могут учить друг друга, как угодно. Но что делать со взрослыми? Если люди лет 10-20-30 назад закончили университет и уже забыли, что значит учится. Как они будут обучаться сами, да ещё и развивать других?

Впереди всех, конечно, Google. С 2007 года они внедряют принципы самообучающейся организации. 80% образовательных программ в IT-корпорации проходит с использованием технологий взаимного обучения. Но они не единственные.

В России принципы взаимного обучения внедряет группа компаний «Открытие». В её проекте «Лига экспертов» сотрудники делятся с коллегами своим опытом и профессиональными кейсами. Так бизнес снижает стоимость внешнего обучения и формирует экспертную базу из числа своих работников.

Преимущества peer-to-peer-обучения для бизнеса

  • Экономическая выгода.

При внедрении технологий взаимного обучения компании не приходится тратить дополнительный бюджет на приглашённых экспертов и тренеров.

  • Формирование собственной базы знаний.

Сотрудники делятся с коллегами кейсами из которых и формируется база знаний. Когда в компанию приходит новый специалист, он сразу может получить нужную информацию из корпоративного источника. С другой стороны, если человек уволится, то его опыт будет сохранен в базе и пригодится новичкам.

  • Повышение вовлеченности сотрудников.

Участие во внутренних программах обучения даёт возможность специалистам проявить себя, повысить свою экспертность в глазах коллег, получить новые навыки публичных выступлений и презентаций. В целом работник больше вовлекается в жизнь компании и становится более лояльным.

Как организовать peer-to-peer-обучение в компании

Можно прийти и сказать: «Коллеги, со вторника мы должны учить друг друга тому, что умеем сами. Вася, ты будешь рассказывать, как вести аналитику продаж, а Анна Николаевна покажет, как вести первичную документацию. Кто откажется — увольняем».

Но в таких диктаторских условиях демократичное P2P обучение жить не сможет. Если специалисты сами не будут заинтересованы в том, чтобы делиться знаниями и участвовать в созданной программе, она быстро самоликвидируется. Организация взаимного обучения требует системного подхода. Предлагаем подойти к этому процессу последовательно. Вот, что нужно сделать.

Определить цель программы

Внедрить систему взаимного обучения только потому, что она есть в Google, плохая идея. Прежде всего нужно понять, зачем она конкретно вашей компании. Цели могут быть такие:

  • быстрая адаптация сотрудников и включение их в рабочий процесс;
  • выявить среди специалистов потенциальных лидеров и экспертов;
  • помочь перспективным работникам в развитии и в продвижении по карьерной лестнице.

У вашей компании могут быть свои цели. Главное, для себя ответить на вопрос: зачем?

Выбрать формат обучения

Для взаимного обучения учащихся можно выбрать один из распространённых форматов. А можно комбинировать, если это поможет в достижении вашей цели.

  • Менторство

Такой формат подразумевает встречи ментора и менти один на один. Ментор выступает в качестве коуча, помогая менти достичь конкретных целей, но при этом он активно делится своим опытом. Общение между ними идёт на равных и не подразумевает отношения «начальник — подчинённых». Для менти такой формат даёт возможность быстро решить поставленные задачи, а для ментора — способ повысить экспертность и приносить пользу.

  • Баддинг

Бадди (от англ. — «приятель») — сотрудник, который поможет новичку адаптироваться и почувствовать себя в компании в своей тарелке. Он не про цели. Он про то, как жить в вашей рабочей среде: как работает кофемашина, где брать бумагу для принтера, что приносить, если у тебя день рождения.

Часто бадди — это коллега на равной должности, но у которого большой стаж работы в компании. Отлично, если бадди будет максимально лоялен к вашему бизнесу. Эту лояльность он передаст новичку и расскажет о правилах жизни на рабочем месте с её позитивной стороны.

  • Внутренняя академия

Специалисты компании выступают в качестве тренеров и во время выступлений делятся своими знаниями. На основе статей и видео формируется база знаний, к которой получаю доступ как новые, так и опытные сотрудники. При этом эксперты могут рассказывать не только о профессиональных навыках, но и говорить про soft skills.

  • Peer review

Это способ оценки сотрудниками друг друга. Такая оценка может быть организована как через обратную связь среди коллег, так и через групповую рефлексию. Последняя не только поможет узнать коллегам об особенностях работы специалистов других направлений, но и повысить эмоциональный интеллект.

Назначить руководителя

Программа P2P-обучения — это отдельный проект вашей компании. И как у любого проекта у него должен быть руководитель, который будет решать организационный вопросы. Этот руководитель — не преподаватель, стоящий над учениками. Он организатор процесса, который:

  • предлагает темы для обучения;
  • набирает сотрудников для участия в программе;
  • отслеживает эффективность обучения;
  • продвигает программу внутри команды.

Объяснить выгоду

Чтобы сотрудники прониклись идеей взаимного обучения, важно систематически напоминать им о такой возможности и рассказывать об её преимуществах. Часто то, что кажется очевидным и перспективным для топ-менеджмента, не ясно для рядовых сотрудников. Поэтому на этапе создания программы важно замотивировать специалистов принять в ней участие, объяснить, почему это выгодно им и какую пользу им принесёт.

Оценить результаты

Когда система взаимного обучения уже работает, нужно понять, соответствует ли она тем целям, которые вы ставили перед собой в начале, нравится ли она сотрудникам и приносит ли пользу в целом. Это можно сделать с помощью количественных метрик: количества вовлеченных сотрудников, количества просмотров материала, показателя удовлетворенности программой. А можно использовать качественные характеристики. Измерить их можно с помощью анкетирования или открытого интервью. Второй метод более долгий и энергозатратный, зато может обеспечить новыми инсайтами.

Что запомнить из этой статьи

P2P обучение (от англ. peer-to-peer — «равный — равному») — система взаимного обучения, в которой участвуют люди, стоящие на одной ступени учебной иерархии. Методы взаимного обучения используют как в крупных российских, так и в зарубежных фирмах. Google использует такой подход с 2007 года.

Система взаимного обучения помогает:

  • сэкономить бюджет на обучение с привлечением внешних экспертов;
  • сформировать собственную базу знаний;
  • повысить вовлеченность сотрудников в жизнь компании.

Чтобы создать систему корпоративного peer-to-peer-обучения, нужно:

  1. определить цели программы;
  2. выбрать формат обучения;
  3. назначить руководителя проекта;
  4. объяснить сотрудникам их выгоду;
  5. оценить результаты.

Также читайте: Выбираем лучший сервис для обучения сотрудников