Содержание
Для успешного управления не обойтись без формулировки цели и замысла компании. Давайте разбираться что это такое
Цель компании
Основная цель и замысел ложатся в основу политики компании и придают смысл существования коллективу. Задайтесь вопросом: «Какова основная цель вашей компании?» и постарайтесь на него ответить. Основная цель является частью формулировки миссии компании.
Интересно, что если посмотреть на основную цель известных компаний, можно увидеть, что они стремятся быть полезными большому количеству людей. Например, Apple видит свою цель в том, чтобы технологии не пугали специалистов не компьютерщиков. Google стремится сделать информацию полезной и универсально доступной, а McDonald's хочет, чтобы каждый клиент каждого ресторана улыбался, благодаря чистоте и качеству продуктов и обслуживания
Интересно, что когда владелец компании ставит перед бизнесом только личные цели, например, достижение определенного материального достатка, такая цель, не будет вдохновлять и помогать справляться с препятствиями, а значит, не позволит компании расти. Это примерно то же самое, как пытаться покорить Эверест, имея целью провести время с друзьями.
Цель «стать первыми в...» не может быть главной целью, а лишь промежуточным этапом на пути к чему-то большему, а вот это «что-то большее» - основная цель.
Намерение достичь основную цель привносит смысл и определяет деятельность компании. Цель компании определяет ее владелец и никто другой. Стив Джобс решил, что высокие компьютерные технологии должны быть доступными неспециалистам, а Рэй Крок захотел, чтобы посетители его ресторанов улыбались.
Основная цель не обязательно должна быть уникальной: многие владельцы ресторанов хотят сделать их клиентов счастливыми. Успех приносит упорная работа над достижением целей. Но они дают компании долгосрочный смысл существования. Индивидуальность миссии придает не цель, а ее замысел.
Замысел компании
Если основная цель определяет широкомасштабное состояние дел, которые группа стремится достичь, то замысел определяет характерный особенный способ действия, который группа стремится реализовать. Замысел - это уникальный способ деятельности.
Например, замыслом Apple было создать компанию, которая будет создавать и компьютеры, и программное обеспечение, чтобы между ними была идеальная совместимость. Для McDonald's замыслом является быстрота обслуживания, чистота и определенное меню.
Когда создается новый бизнес, некий замысел формируется автоматически. Например, «будем реставрировать кожаную обувь» или «создавать полезные сладости». Но сила замысла зависит от его индивидуальности: чем он уникальнее, тем замысле сильнее. В идеале замысел должен иметь какую-то «фишку», которая определяет преимущество перед конкурентами.
Определяя замысел компании, ее создатель определяет то, чем будет заниматься компания. Поэтому замысел важен. По сути - это дорога, ведущая к основной цели. Если небольшой бизнес выбрал для себя слишком широкий замысел, то он будет тратить много ресурсов. Если же замысел узкий, то энергия будет сконцентрирована в направлении основной цели.
Точный замысел определяет рынок, на котором будет работать бизнес, сырье, которое он будет использовать и целевую аудиторию.
Например, производитель кроватей выбрал основной целью «комфортный сон в жизни людей», а замыслом «разрабатывать, производить и продавать современные, функциональные кровати, доступные широкому кругу потребителей». Это определяет выбор их материалов, оборудования и кому и как они будут продавать. Они точно не будут работать с натуральным деревом и люксовыми тканями.
Одной из важнейших задач является сохранение замысла так, чтобы компания от него не отклонялась. Например, консалтинговая фирма выбрала своим замыслом помощь владельцам бизнеса. Не обучение персонала, не выстраивание стратегии, а именно обучение владельца и помощь ему.
В последние годы стали очень популярны книги, рассказывающие об истории различных компаний, где в том числе владельцы рассказывают о своей миссии. И у каждой из них есть особенный замысел, который содержит некоторую уникальную идею. Например, отказ Стива Джобса продавать лицензии на операционную систему Apple.
При формировании замысла, следует учесть три момента:
1. Понятность замысла
Есть то, за что люди готовы платить, а есть то, за что не готовы. Например, идея заплатить за детский сад 50 тыс. рублей в месяц может показаться дикой даже для родителя, который ездит на дорогущем автомобиле. Но возможно, родитель просто не понимает важность детского дошкольного воспитания, сколько оно закладывает в ребенка и насколько определяет его будущее.
Часто бизнесы с непривычными замыслами терпят неудачу не из-за отсутствия пользы, а потому что потенциальным клиентам непонятен замысел. И нужно много ресурсов, чтобы донести до клиента пользу. Начинающему бизнесу сделать это сложно.
2. Возможность масштабирования
Замысел должен содержать возможности для роста. А сам рост требует денег, которые можно получить, продавая большое количество продукта. Поэтому компании, создающей продукт для небольшого количества людей, практически не реально стать большой. Подумайте, как «поставить на поток» свой продукт и включите это в замысел. Так масштабирование бизнеса станет более реальным.
3. Конкурентное преимущество
Замысел должен отражать преимущество бизнеса перед конкурентами. Например, конкурентное преимущество McDonald's - быстрота обслуживания. Замысел Starbuсks - в поставке лучшего кофе.
Успешный замысел должен отражать потребности потенциальных клиентов, знать существующий рынок и иметь идею, дающую преимущество.
Когда владелец формирует миссию компании, через масштабную цель и уникальный замысел, это помогает создать мотивированную команду и определяет развитие всего бизнеса.
Также читайте: Что такое миссия компании