Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяHR-директоруБрифинг

Брифинг

Бренд-бук: элементы  правила, примеры.  Буткемп или учебный лагерь: особенности, виды, плюсы и минусы.

Рассказываем, что такое бриф и брифинг. А также вы узнаете, как правильно составить бриф, чтобы ничего не упустить и зачем он нужен. 

Что такое бриф и брифинг

Бриф простыми словами — это анкета. А брифинг клиента - процесс ее заполнения. Во время брифинга происходит знакомство клиента с исполнителем проекта и с задачей, которую нужно сделать. 

Важно понимать, что это не техническое задание, а первый шаг к его составлению. На основе данных брифа появляется понимание по ТЗ, срокам, бюджету, ресурсам.

Бриф помогает качественно познакомить стороннего специалиста с компанией и новым проектом без мучений и срывов дедлайна.

Из чего состоит бриф

Для каждого проекта можно создавать свой бриф, учитывающий особенности предстоящей работы. Но есть пункты, без которых невозможно начать работу.

Вопросы о компании. Нужно получить общее представление о компании, клиенте, продукте или услуге. Уточните даже те моменты, которые, как вам кажется, вы хорошо знаете. Чем точнее вы будете понимать образ компании, её идеологию, миссию и задачи, тем проще вам будет выполнить заказ. 

Продукт и УТП. Поймите, в чем заключается уникальное торговое предложение компании. В чем сила и слабость продукта клиента? Как он сейчас представлен на рынке. Какую обратную связь дают клиенты? Что думают продавцы о продукте? Эти детали помогут вам в составлении технического задания. 

Бренд. В этом разделе соберите информацию о брендбуке, фирменном стиле, слоганах, которые использует клиент сейчас и использовал ранее. Уточните про редполитику и tone of voice. Расспросите о философии бренда, что для компании является главным, какой смысл она вкладывает в свою работу.

Цель. Это уже не про философию, а про измеряемые показатели. Что хочет исполнитель в итоге? Увеличить продажи на 20%? Что для этого нужно сделать исполнителю? Сколько и каких ресурсов привлечь. Здесь важно учитывать, что результат не всегда зависит от исполнителя — можно сделать невероятно крутой сайт, но если менеджеры компании будут плохо обрабатывать заявки, даже он не поможет достичь цели. Поговорите эти моменты с клиентом. 

Бюджет. Здесь происходит состыковка  "хочу" и "могу". Хорошо, когда желания и возможности совпадают. Но бывает, что  задачи ставятся космические, а денег для их достижения нет. Именно поэтому обсуждение цены проекта происходит после брифования. Не пускайте пыль в глаза клиенту, не обходите вопрос бюджета стороной. Каждая из сторон лорда чётко понимать стоимость каждого шага. 

Целевая аудитория. Пол, возраст, заработок, интересы, что движет во время покупок, кто принимает решение брать или не брать. Чем подробнее будет составлен портрет покупателя, тем проще достигать поставленных целей. Соберите всю информацию об аудитории у клиента. Как правило, отдел маркетинга каждой компании проводит подробное исследование и составляет аватар покупателя. 

О том, что такое целевая аудитория и почему клиент важнее чем продукт, читайте в блоге. 

Отработка возражений. Почему люди не покупают ваш продукт, что говорят, когда уходят из магазина или с сайта? Ответы на эти вопросы пригодятся маркетологам, продажникам, рекламщикам. Это важный шаг, который поможет отмести сомнения потенциальных покупателей в сторону и показать ценности продукта. 

Конкуренты. Нужно подробно рассказать кто это, чем они круче или проигрывают, как много они тратят на продвижение. В брифе описывают их успешность во всех сферах: от продвижения до продаж. Иногда заказчик владеет инсайдерской информацией.

Конкурентный анализ: что такое, зачем нужен и как провести

Что нравится заказчику. В первую очередь это касается творческих задач: написание текстов, создание сайтов. Чтобы не работать зря, попросите показать вам примеры хороших работ по мнению заказчика. Сообщите ему об этом заранее, чтобы у него было время подумать и собрать референсы.

Организационные моменты. Здесь проговорите и зафиксируйте сроки, с кем вы будете работать, на какие этапы будет разбит проект, кто будет проверять и сколько времени на это выделяется, в каких программах нужно показывать работу.

Подробные договорённости помогут избежать недопонимания во время исполнения заказа.

Зачем составляют бриф

После обсуждения деталей можно расчитать бюджет проекта. Если назначить цену "до", можно ее завысить и не получить заказ, или занизить и получить выгорание.

Во время брифования заказчик и исполниель знакомятся друг с другом, происходит обмен мнениями, понимание получится ли работать вместе.

Бриф служит страховкой для исполнителя. После заполнения брифа появляются критерии оценки проекта, требования к выполнению. И заказчик не сможет сказать «я думал будет иначе». А любые доработки и новые идеи будут оплачиваться отдельно.

На основе документа будут сформированы требования к проекту. Качественный брифинг снизит риск, что заказчик не выполнит требования клиента.

Что делать не нужно

Прийти на встречу без информации. 

Подготовьтесь к встрече с клиентом заранее. Кто ваш клиент, чем он занимается, насколько успешно. Если есть возможность, воспользуйтесь услугой или продуктом клиента, чтобы получить собственный опыт. 

С порога предлагать решения. 

Выслушайте клиента, а затем рассказывайте свои идеи. 

Пускать пыль в глаза. 

Ваша задача найти грамотное решение проблемы клиента, а не очаровывать и создавать приятное впечатление.

Критиковать работу другого. 

Даже если у вас дергается глаз от трудов коллеги по цеху, воздержитесь от оценок. Спросите у клиента, что и почему ему не нравится.

Говорить терминами. 

Ваш клиент может не разбираться в дизайне, SMM, программировании. Он и не должен, потому что в этом разбираетесь вы. Общайтесь с человеком на понятном ему языке, а умничать лучше в узко профессиональном кругу. А лучше не умничать и там.

Не ленитесь заполнять бриф. Встреча может длиться несколько часов, какие-то моменты можно пропустить или забыть, если не фиксировать на бумаге. 

Брифинг помогает и заказчику, и исполнителю прийти к желаемому результату.

Также читайте: Как сделать мониторинг цен конкурентов