Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяПланированиеДекомпозиция цели или как достичь желаемого

Декомпозиция цели или как достичь желаемого

Содержание

Представьте, что у вас есть большая идея или мечта. Она кажется такой недостижимой, что к ней трудно подступится. Каждое утро вы просыпаетесь и продолжаете совершать привычные действия, которые ни шаг не приближают к цели. Выйти из ситуации и составить план действий поможет метод декомпозиции.

Простыми словами расскажем, что такое декомпозиция цели на задачи и как с ее помощью превратить сложное задание в конкретный план действий для достижения. 

Что такое декомпозиция

Декомпозиция (в переводе с французского “decompose” - разделение целого на части) - это разделение большой задачи на понятные шаги и описание результата в действиях для его достижения.

Декомпозиция позволяет рассматривать целое, как сложную систему, состоящую из других подсистем, связанных друг с другом, которые также могут быть расчленены на более мелкие части.

Как купить мерседес, если вы не хотите грабить банк или продавать собственную почку? Точно так же, как и съесть слона - разделить задачу на части. Несбыточная мечта станет вполне реальным планом, если разделить ее на конкретные выполнимые шаги.

Сложность заключается в непонимании, как это сделать, в отсутствии опыта и времени. Каждый обладает опытом преодоления 10 метров и примерно представляет сколько времени это займет. Однако идея добраться до Марса кажется нереальной. Задача выглядит неподъемной из-за непонимания, что делать и как долго придется двигаться к цели. Но преодолеть множество простых этапов под силу всем.

Декомпозиция конечной цели - это не план и не алгоритм. Она не определяет число шагов и их последовательность. Оно просто делит сложное на части, упрощая ее. Главное, вовремя остановится. Задачу надо делить до тех пор, пока она перестанет быть сложной.

Пример: написание сценария для видео ролика.

Разбиваем задание на блоки: вступление, примеры, основная часть, заключение.

Получились вполне посильные подуровни сценария. Написать один блок гораздо проще, чем весь сценарий. Главное понять, где остановится и не декомпозировать текст на предложения, слова и буквы…

Рассказали в блоге про методы эффективного планирования.

Декомпозиция цели в бизнесе

Любая идея в бизнесе должна обрасти цифрами. Прежде чем начать новый проект или внедрить продукт, идея должна пройти три этапа:

  1. Создание гипотезы: добавление нового продукта/ услуги для привлечения новой целевой аудитории.
  2. Обкатка и тестирование гипотезы: создание лендинга под новый продукт и запуск первой рекламы.
  3. Измерение итогов.

Главный вопрос для предпринимателя: “Как войти в гипотезу с меньшим риском? Как избежать серьезных ошибок и пустой траты денег?” В этом помогает декомпозиция цели.

С помощью декомпозиции можно:

  • предсказать прибыль;
  • узнать, какой максимум может приносить компания при текущих расходах;
  • что изменить в процессах, чтобы достичь поставленной цели.

Пример: магазин женской одежды “Girls” получал 76000 выручки через продажи в Instagram, при этом тратил на рекламу 40000 рублей. Рассчитав декомпозицию, владелица вычислила, чтобы выйти на выручку в 400000 рублей, следует увеличить маркетинговый бюджет до 96000. Увеличение бюджета позволило больше продать и увеличить выручку.

Как рассчитать декомпозицию

Существует 2 способа расчета декомпозиции в бизнесе.

1. Прибыльный расчет или PхQ 

Где Р - средний чек, Q - количество сделок. Любое дело можно представить как PхQ.

Газпром: цена кубометра газа Х объем проданного газа

Цветочный ларек: средний чек букета Х число проданных букетов

Также можно разложить любую цель:

Что такое 1 млн рублей?

Это 1000 продаж по 1000 рублей.

Это 10 продаж по 100000 рублей.

Любая цель: средний чек Х количество сделок.

Пример: студия растяжки “Кошка” имеет выручку 1 млн. рублей в месяц. Она держится на плаву за счет базы постоянных посетителей и слабого потока клиентов с улицы. Студия не окупала вложенные средства. Было решено выйти на 3 млн. рублей в месяц. Чтобы понять, как это сделать собственник воспользовался формулой и раздели 3 миллиона рублей на средний чек в 10 тыс рублей.

Получилось, что в месяц должно быть продано 300 абонементов или 10  абонементов в день.

Пример: владелец студии массажа хотел порадовать любимую и сыграть роскошную свадьбу. Он посчитал, чтобы заработать 1 миллион ему надо провести 312 сеансов с чеком 4600 рублей за 4 месяца. Получился 1000435 рублей.  200000 отдали на налоги и 200000 - на жизнь. На остальные сыграли красивую свадьбу.

Пример: предприниматель решил подарить маме на юбилей автомобиль стоимостью 2 миллиона. Праздник через 6 месяцев. С каждой совершаемой сделки, лично ему идёт 5000 рублей.

Сколько надо продать, чтобы ездить на новом мерседесе? Применяем формулу:

2000000 / 5000 = 400 сделок за 6 месяцев или 66 сделок в месяц.

В этом заключается метод расчета декомпозиции PхQ. Он позволяет понять сколько надо сделать продаж, чтобы заработать желаемую сумму. А затем ориентироваться на полученное значение в процессе работы.

Но в бизнесе есть издержки:

  • закупка;
  • производственные расходы;
  • коммерческие расходы, связанные с привлечением клиента;
  • административные расходы;
  • налоги.

Поэтому, планируя, учитывайте издержки, которые придется понести.

2. Метод Воронка или Шаг назад

Суть метода - построить воронку, в основании которой лежит цель. А затем проделать от нее шаги назад, чтобы понять от каких показателей она зависит. Метод воронки помогает понять, как изменение конкретных показателей влияет на итоговую выручку компании.

Для того, чтобы воспользоваться методом воронки нужно понимать:

  • какие каналы трафика используются;
  • какие у них показатели;
  • сколько денег тратится;
  • каков средний чек.

Чтобы понять как продавать по 10 абонементов в день, собственник студии растяжки рассчитал декомпозицию по методу воронки.

Ключевым пунктом в принятии решения о покупке абонемента было пробное занятие в студии.

Конверсия из пробного занятия в продажу абонемента составляла 30%

Значит, ежедневно должно было проходить 33 пробных занятия.

Как обеспечить 33 пробных занятия?

Конверсия с заявки с сайта в пробное занятие - 50%

Значит, 66 человек в день должны оставлять заявки на сайте.

Как получить 66 заявок?

Конверсия из переходов на сайт в заявку - 5%

Значит, за месяц на сайт студии должно зайти 40000 человек.

Максимально допустимая стоимость лида для студии - 100 рублей.

Значит, рекламный бюджет увеличивается до 200000 рублей.

Рассчитав декомпозицию конечной цели методом Воронка, собственник определил сумму рекламного бюджета, объем лидов, количество менеджеров для обработок заявок и число пробных занятий в день.

Пример: владелец фирмы по сбыту дубленок через ВКонтакте, решил приобрести дачу за 3 миллиона. Чтобы безболезненно их “вытащить” из компании, следовало заработать 9000600 за 2 месяца.

Для этого он рассчитал количество ежедневных сделок, лиды, средний чек, конверсию и трафик. Получилось, что нужно:

  • сгенерировать 480 клиентов со средним чеком 20000;
  • сгенерировать 3000 заявок;
  • разместить 400 объявлений в пабликах.

Чем больше и сложнее бизнес, тем больше уровней в декомпозиции. Больше разных направлений, каналов продвижения, разных типов клиентов и затрат.

Необходима не только декомпозиция доходов, но и декомпозиция расходов. Зачастую снизить издержки, более верное решение, чем просто расти в объемах.

Пример: когда фирма по изготовлению мебели увидела, что работает в минус, то 

  • была снижена стоимость аренды;
  • арендовано такое же помещение в два раза дешевле;
  • оптимизирована реклама в Google Ads и Яндекс.Директ;
  • поставлен каждому сотруднику план по выполнению прибыли.

Эти меры сократили затраты фирмы на треть.

В отличии от метода PхQ, техника расчета декомпозиции по методу Воронки является более точной и позволяет определить шаги и все показатели, которые нужно соблюдать, чтобы достичь желаемого финансового результата.

Декомпозиция в бизнесе - это не просто способ расчета показателей, но и способ мышления.

Декомпозиция цели в Agile

В методе управления проектами Agile лежит техника декомпозиции. Клиенту не показывают готовый продукт, а представляют его по частям, чтобы получить обратную связь по ходу выполнения каждой задачи. В Agile существует 2 подхода к декомпозиции: вертикальный и горизонтальный.

Горизонтальный подход

Задачи разбиваются по типу работ, которые нужно выполнить, либо по компонентам которые задействованы в системе. Часть работ отдается в работу разработчику, часть тестировщику, дизайнеру, специалисту и так далее. Продукт становится рабочим, когда все части реализованы.

Вертикальный подход

Выделение изолированных задач внутри системы, что подразумевает выполнение пользовательского сценария. Каждый сценарий может быть реализован и выпущен независимо друг от друга. Такой подход более эффективен, так как: 

  • части проекта можно продемонстрировать независимо друг от друга;
  • каждая воплощенная задача несет ценность;
  • в реализации участвуют специалисты различных областях.

Заключение

Теперь, когда вы знаете, что такое декомпозиция цели на задачи, вы можете пошагово собрать план для реализации своей мечты. Собирайте путь к цели, как пазл - мозаика к мозаике. И помните: вполне реально и выполнимо съесть слона, если разрезать его на 1000 кусочков.

Читайте также: Дерево целей: что такое и как построить

Ко всем статьям →