Меню

Подключить Platrum
ГлавнаяМенеджментКорпоративная этика: принципы и примеры

Корпоративная этика: принципы и примеры

Содержание

Обстановка, в которой работают люди, влияет на продуктивность и сплоченность коллектива. Ее определяют внутренние правила: иерархичность, гласность, прозрачность, отсутствие или наличие дресс-кода, отношение к клиентам, процедуры найма и увольнения, праздники, включенность руководителя в команду.

Система правил поведения внутри компании называется корпоративная этика. Это универсальные или специфические требования конкретной организации.

Корпоративная этика - часть культуры организации. Корпоративная культура - общее понятие. Она описывает процессы внутри фирмы и за ее пределами. Задача развития культуры - объединение работников для достижения результатов и формирование HR-бренда компании.

Нефтяной бизнес NuStar Energy оплачивает сотрудникам страхование жизни, возвращает 7% к зарплате, списанных налогами и никого не увольняет в кризисной ситуации или экономически тяжелое время.

Корпоративный кодекс

Все правила в компании составляют корпоративный кодекс. Это документ с перечнем целей, ценностей, регламентов, инструкций и норм. Он включает в себя:

  • формулировку миссии, 
  • описание структуры по отделам;
  • описание процессов, например: подбор, найм, обучение сотрудников, нормы увольнения;
  • правила внутреннего распорядка: рабочее время, больничные, отпуск, праздничные дни;
  • политику конфиденциальности данных и правила безопасности;
  • корпоративную этику.

Кодекс L'Oreal Paris охватывает стандарты качества в разработке продукции, исследованиях, логистики, условиях труда, маркетинге. Компания празднует день этики, когда вспоминают главные принципы фирмы: честность, уважение, смелость и прозрачность.

Раздел этики описывает исключительно внутренние правила компании. Это может быть строгий свод норм или перечисление главных принципов.

Элементы корпоративной этики

Корпоративная этика строится на общих ценностях, традициях и нормах поведения. Правила появляются независимо от того, занимаются этим или нет. Если пустить этот процесс на самотек, они будут создаваться сотрудниками хаотично. Результат может не понравится руководству. 

Базу корпоративной этики составляют:

  • ценности, которые разделяют каждый сотрудник; 
  • следование миссии;
  • вера в успех компании;
  • продуктивное сотрудничество;
  • обучение: тренинги, курсы, повышение квалификации;
  • нормы делового поведения;
  • правила общения с клиентами и между сотрудниками
  • график работы: четкий, свободный, гибкий график, время кофе брейков, обедов и совещаний.
  • мотивация сотрудников, оценка работы и вознаграждения
  • дресс-код: что можно и нельзя одевать, цвета в одежде, допустимость аксессуаров и лака на ногтях.

Совокупность этих характеристик составляет этическую базу организации. Сотрудники поддерживают этику компании, следуя правилам.

Starbucks снижает количество потребляемой воды и использует стаканчики из переработанной бумаги. Кофейня делает скидку клиентам со своей кружкой и покрывает страхование здоровья сотрудников.

Плюсы этичности

1. Вовлеченность и ответственность сотрудников. Корпоративная этика объединяет и сплочает коллектив. Рождается команда с единой целью и миссией.

2. Уважение внутри коллектива. Традиции становятся основой уважения. В такой атмосфере легче работать и достигать целей.

3. Создание положительного имиджа привлекает инвесторов и гарантирует качество услуг.

4. Сохранение лояльности со стороны клиентов. Следование ценностям заслуживает доверие клиентов.

5. Выгодное положение на рынке.

6. Адаптация персонала проходит легче, так как новичок знакомится с нормами предприятия. Перечень правил избавляет от лишних вопросов. 

7. Решение конфликтов. В спорной ситуации можно обратиться к кодексу и уладить разногласия.

Google поддерживает развитие зеленой энергетики, разрабатывает и устанавливает солнечные генераторы, приобретает электромобили для работников. Работники получают бесплатные юридические консультации, лечение, питание и буфеты для кофе-брейков.

Если корпоративная этика существует только на бумаге, она не сработает. Наличие правил не означает их применение. Также нет смысла копировать правила у конкурентов. Пока компания не найдет свою истинную ценность - она не может развиваться.

Intel создала программу обучения для молодежи в сферах науки, технологий, инженерии и математики. По ней также обучаются женщины и социальные меньшинства. Каждый год работники проходят обучение и получают за это бонусы.

Пропишите правила компании, начиная с основных, постепенно дополняя их. Транслируйте этические принципы на мероприятиях, через сайт и социальные сети. Корпоративная этика улучшает адаптацию новичков, помогает создавать дружный продуктивный коллектив и работает на HR-бренд организации.

Ко всем статьям →