Кто такой амбассадор бренда. Чем он занимается и как им стать
В статье расскажем о том, кто такой амбассадор бренда, чем он занимается и как им можно стать.
Кто такой амбассадор бренда
Амбассадор в переводе с латыни означает «посол». В бизнесе это человек, который является проводником философии компании, её ценностей и характеристик продукта.
Через него компания становится узнаваемой, она получает доверие аудитории, укрепляет положение на рынке, повышает продажи и прибыль. Работа с амбассадорами – часть бизнес-стратегии компании.
Первые амбассадоры появились в США в 1930-е годы после Великой депрессии. Большие компании начали искать новые пути к сердцу и кошельку клиентов. Она стали искать людей, которые бы стали посланниками бренда.
Миссия амбассадорства формировалась постепенно. Поначалу компании делали большой упор на продажи, на прямую рекламу товара. Позднее пришло понимание, что для долговременного эффекта стоит действовать мягче и делать ставку на формирование восприятия товара у потребителей.
Основная роль амбассадора бренда заключается в постепенном формировании у аудитории доверия, уважения к бренду, демонстрации качества продукта.
Задачи амбассадора
Амбассадор играет роль посредника между брендом и аудиторией. Он представляет компанию ненавязчиво и мягко, выполняя задачи, которые ставит владелец компании.
Тактика работы с амбассадорами – часть маркетинга влияния. Такой «посол» не рекламирует бренд в открытую, не призывает покупать товар или пользоваться услугами. Но он сам пользуется продуктом и делится позитивным опытом с аудиторией.
Вот какие задачи решает посол бренда:
• Формирование позитивного образа бренда, который необходим и развивающейся, и уже крепкой компании;
• Увеличение числа покупателей, привлечение новых;
• Формирование лояльного отношения к бренду;
• Участие в рекламных кампаниях;
• Обратная связь, общение с покупателями, мнения которых амбассадор передаст в отдел маркетинга.
Как выбрать амбассадорами для бренда
Амбассадор должен владеть грамотной, поставленной речью, быть открытым для
общения, интересоваться трендами, уметь работать с социальными сетями и владеть вниманием аудитории.
На роль амбассадора по традиции приглашают известных, достигших успеха в своём деле людей. Секрета нет. Если признанный человек пользуется продуктом, то это повышает доверие как к качеству товара, так и к бренду.
Клиенты хотят примерить образ амбассадора на себя. Поэтому они начинают пользоваться той же косметикой, парфюмерией, носить ту же одежду, использовать ту же технику, отдыхать в тех же отелях и лечиться на тех же курортах.
Компания, кстати, не обязана ограничиваться одним или несколькими амбассадорами. Можно смело привлекать такое количество послов бренда, столько, считаете нужным. Когда бренд представляют амбассадоры из разных социальных групп, бренд может охватить разные слои аудитории.
В идеале лицо бренда должно разделять ценности компании. Так амбассадор будет их естественным транслятором и формировать доверие аудитории.
Перед тем, как сделать будущему амбассадору предложение о сотрудничестве, изучите его досье максимально подробно. Познакомьтесь с материалами в интернете, интервью, окружением. Помните, что этот человек претендует стать лицом вашего бренда.
Кого выбрать в амбассадоры
На роль амбассадора бренда не обязательно выбирать кино- или попзвёзд, знаменитых спортсменов, светских персон. Это могут быть и успешные предприниматели, авторы, ведущие. Важно, чтобы ценности амбассадора совпадали с ценностями компании, которую он продвигает.
В последнее время послами брендов становятся блогеры и эксперты.
Блогеры, как создатели пабликов с подписчиками в соцсетях могут охватить большую аудиторию. Это особенно ценно, если они ведут блог на нескольких площадках. При этом блогер может не обладать узкими профессиональными навыками или специальными знаниями.
Главный плюс блогера, как амбассадора – лояльные подписчики, которые доверяют автору и могут относится к возрастной или социальной группе, которая интересна бренду.
Например, Ирэна Понарошку долгое время была амбассадором бренда Pranamat Eco. Она активно вела здоровый образ жизни, продвигала эту идею через свой блог и показывала, как использует коврик в своей повседневной жизни.
Не обязательно обращаться к блоггеру, у которого в подписчиках несколько миллионов человек. Несколько популярных микроинфлюенсеров, показывают схожий эффект.
Эксперты - специалисты в отдельной области, лидеры мнения в нужном сегменте потенциальной покупательской аудитории, чьё доверие стремится завоевать компания. Их выбирают в зависимости от самого продукта.
Косметику представляют косметологи, питание – диетологи, мебель – дизайнеры интерьеров.
В списке потенциальных «послов» – кулинары, путешественники, врачи, учёные, бизнесмены... Главное, чтобы это был профессионал с харизмой и умением убеждать.
Когда продукт использует же эксперт в своей области о доверии аудитории можно не беспокоиться.
Где и как амбассадор представляет бренд
• Сообщения в социальных сетях как ВКонтакте, Тelegram, TikTok, «Одноклассники»;
• Видеоролики и видеообзоры на YouTube, в соцсетях;
• Фотографии и фотосессии в печатных СМИ, интернет-медиа, в соцсетях;
• Светские мероприятия, благотворительные встречи;
• Образовательные семинары, вебинары, лекции, мастер-классы;
• Конкурсы, по итогам которых амбассадор вручает товары компании победителям.
Недостатки работы с амбассадорами
У работы с амбассадорами, есть не только преимущества, но и недостатки.
1. Успехи звезды так же известны, как и её проблемы. Если знаменитость оказалась в центре скандала, то тень упадёт и сотрудничество бренда с артистом или спортсменом. Хоть и говорят, что негативная реклама – тоже реклама, идти по этому пути не стоит.
2. Ещё один неприятный момент – эффективность работы амбассадора трудно измерить, а результаты отследить. Как определить уровень интереса к марке после того, как «посол» в очередной раз появился с продуктом – скажем, часами, – на светском мероприятии? Вопрос открытый.
3. Амбассадор, будучи посвящённым в некоторые дела компании, способен сознательно или неосознанно выдать информацию, которую нельзя разглашать.
4. Амбассадор оказался не «своим» человеком.
Случается, что «посол» не разделяет принципы и философию компании, и это обнаруживается в процессе работы.
Ошибки в работе с амбассадорами
1.Отсутствие чёткого плана для деятельности амбассадора.
Проводника идей компании обязательно познакомят со стратегией его работы, которую разрабатывают обычно на длительный период времени. Работа «посла» – долгосрочная и обязана вписываться в стратегическое планирование всей компании.
Желательно тщательно продумать все действия амбассадора, чтобы он не совершил нежелательных поступков, не сделал лишних высказываний. Самое ужасное, если амбассадор попросту не понимает, что конкретно предстоит делать, а компания полностью рассчитывает на его известность.
Одновременно не стоит жёстко контролировать амбассадора, ограничивать его свободу. Работа такого человека не предполагает штампов, от неё ждут естественности, искренности, непринуждённости. Это залог доверия.
2. Отдавать приоритет продажам.
Разумеется, конечная цель сотрудничества с амбассадором – рост продаж. Однако ориентировать «посла» на это, значит, сужать поле его влияния. Путь к увеличению продаж лежит через повышение узнаваемости. Дорожная карта поможет выстроить взвешенную тактику.
3.Работа только на одной площадке.
Использовать только ВКонтакте или Телеграм – роковая ошибка. За каждой социальной сетью стоит специфическая аудитория – по возрасту, интересам, покупательской способности. Отказываться от дополнительных платформ для презентации бренда – ослаблять его потенциал.
Условия сотрудничества с послами бренда
Компания заключает контракт с амбассадором. Он содержит полный перечень условий сотрудничества – от вознаграждения и обязанностей до условий расторжения и поступков и высказываний, которые будут оставаться под строгим запретом.
Они зависят от пожеланий руководства. Кстати, допустимо включать в этот список и особые указания по работе с другими компаниями.
Размер зарплаты напрямую зависит от степени экспертности или популярности амбассадора. Чем они выше, тем больше вознаграждение, которое измеряется порой сотнями тысяч рублей. И, разумеется, гонорар зависит от того, насколько масштабные и сложные задачи ставят перед посланником компании.
Пользуясь продуктом, амбассадоры или послы бренда живым примером показывают его плюсы. Главное, при выборе человека на эту роль, помнит, что вы выбираете лицо компании.
Также читайте: Как сформировать и продвигать личный бренд предпринимателя